на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА. Ц. м. включает таборные песни цыган, песни разл. народов, исполняемые цыганами, популярную гор. музыку европ. проф. традиции 18 - 19 вв., вошедшую в репертуар цыг. капелл. Цыгане не сформировали единой муз. традиции. Различают музыку испан., среднеевроп., балканских, венг., рус., укр., уэльсских и др. цыган. Общие черты Ц. м. и цыг. исполнительства: характерные лады ("венгерская гамма", фригийская каденция), вариантное повторение как преобладающее средство построения мелодий, мелизматика с интервалами меньше полутона, гортанная подача звука в пении, глиссандирование. Жанры таборной музыки (исключительно вокальной и одноголосной): протяжные песни (кэлимашки-диля) со сложной, чаще неквадратной, конструкцией строфы, с мелодикой широкого диапазона; быстрые, танцевальные песни с коротким текстом (локи-диля) в куплетной форме (одна фраза может служить и запевом, и припевом), для исполнения которых характерны вскрикивания и возгласы. Эти жанры испытывали воздействие песенного фольклора народов, на территориях которых жили цыгане. Таборными в ряде случаев считаются и песни, заимствованные из фольклора др. народов. Для венг. цыган характерны ансамблевое инстр. исполнение (2 скрипача, контрабасист и цимбалист), жанры чардаша, вербункоша. В Испании цыгане играют на гитарах, тамбуринах, кастаньетах; характерные жанры - канте фламенко, канте хондо с прелюдиями и вариациями на гитаре. В России с 18 в. распространены цыг. хоры, поющие с подголосками и удвоениями, свойственными рус. нар. пению, однако с сохранением характерной для таборной музыки ладовой окраски и в сопр. 2 гитар, а иногда бубнов. В репертуар цыг. хоров в 19 в. входили романсы А. Л. Гурилёва, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова на тексты рус. поэтов (в т. ч. Г. Р. Державина, А. С. Пушкина). Было распространено и сольное пение (см. Цыганский романс). В кон. 19 в. Ц. м. в России, так же как и в др. европ. странах, испытала влияние опереточно-водевильной культуры, с чем связано снижение исполнит. уровня цыг. капелл. В 1917 Н. Н. Кручинин организовал в Москве вок. -инстр. цыг. ансамбль (с 1920 - Студия старого цыг. искусства, в 1925 - 29 - Этнографич. ансамбль старинной цыг. песни). В 1931 создан театр "Ромэн", в котором работают мн. известные певцы и гитаристы-цыгане. Возник новый жанр Ц. м. - музыка к спектаклям драм. театра. В 1929 изданы Н. Н. Кручининым "Сб. полевых цыг. песен" (в. 1, М.) и сб. "Старинные рус. песни, сохранённые муз. традицией цыган" (там же). Сформировалась проф. комп. традиция в творчестве С. М. Бугачевского, П. С. Деметера, Н. М. Жемчужного и др. Известность получили певицы Д. Д. Мерхоленко, С. А. Тимофеева, Н. С. Киселёва (Ляля Чёрная), М. К. Михайлова, Б. А. (Рада) Волшанинова; певец и режиссёр, нар. арт. СССР Н. А. Сличенко; певцы М. М. Шишков, В. С. Баглаенко, Н. Н. Волшанинов; гитаристы - засл. арт. РСФСР И. И. Ром-Лебедев; Н. М. Жемчужный, В. Е. Поляков и др. Существуют цыг. танц. и вок. -инстр. ансамбли.
Кодаи 3., Венг. нар. музыка, пер. с венг., Будапешт, 1961; Деметерб., Пичугин П., Песни рус. цыган, "МЖ", 1963, № 20; Барток Б., Нар. музыка Венгрии и соседних народов, пер. с венг., М., 1966; Бугачевский С. М., Цыг. нар. песни и пляски, М., 1971; Деметер Р. С., Деметер П. С., Образцы фольклора цыган-кэлдэрарей, М., 1981; Щербакова Т, Цыг. муз. исполнительство и творчество в России, М., 1984. Т. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь