на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДАГЕСТАНСКАЯ МУЗЫКА. Муз. культуре Дагестана, объединяющего св. 30 разл. народностей, при всем её разнообразии присуща значит. общность, обусловленная единством историч. судеб, сходством условий жизни горцев. В муз.-поэтич. творчестве даг. народностей выделяется героич. эпос. Повсеместно бытуют сходные обрядовые, трудовые, шуточные, бытовые, любовно-лирич. песни, обшедаг. быстрый танец (чаще в размере 6/8; за пределами Дагестана его наз. лезгинкой). Осв. форма вок. исполнительства - сольное пение с инстр. сопровождением. Типичный вид ансамбля - трио с одним ударным инструментом. Интонац. родство музыки даг. народов проявляется в единообразии нек-х ладовых и метроритмич. структур, кадансовых оборотов и пр. Наиб. распространены натуральные лады без подчёркнутых вводнотоновых окончаний. Встречаются переменный метр с чередованием размеров 6/8 и 3/4, 2-частная структура песни. Среди нац. инструментов: духовые - зурна, дудук; струнно-щипковые - агач-кумуз, пандур, чунгур, rap, саз; струнно-смычковые - кеманча; ударные - барабаны и бубны; однорядная "азиатская" гармоника-арган. Широко бытуют также баян, балалайка, мандолина, кларнет, гитара. Танц. музыка отличается мелодич. яркостью, остротой ритмики, разнообразием метра и темпа. Лезгинский танец. Запись С. А. Каримова. Записи нар. Д. м. впервые опубликованы И. В. Добровольским в "Азиатском муз. журнале" (1816-18). Публикации первых сборников нар. песен относятся к 20-м гг. 20 в. (Г. А. Гасанов, Т. Бейбулатов и др.). После образования Даг. АССР (1921) зарождается проф. муз. творчество; было осн. муз. уч-ще в г. Буйнакск (1926). Большую роль в формирования новой муз. культуры республики сыграла деятельность Т. А. Мурадова, П. Ф. Проскурина, X. М. Ханукаева, первой даг. женщины-комп. Д. М. Далгат. Основоположник даг. проф. музыки - Г. А. Гасанов (первая нац. опера "Хочбар", 1937; муз. комедии "Если сердце захочет", 1945, Махачкала, "Под деревом", 1959, там же; "Симф. танцы", 1963; 2 концерта для фп. с орк., 1948, 1959; кам. соч.). Большой вклад в Д. м. внесли комп. С. А. Агабабов (кантаты "Сказ о Свободе" и "День труда", обе -1958; симф. сюиты, вок. циклы), Н. С. Дагиров (опера "Айгази", 1952, 3 симфонии, 1970-87, симф. поэмы, хоры a cappella), С. А. Керимов (песни и орк. пьесы), М. М. Кажлаев (балет "Горянка", 1968; концерт для джаза, 1964; симф. картины "Дагестан", 2-я ред. 1960; вок. циклы, эстр. музыка), Ш. Р. Чалаев (опера "Горцы", 1970; симфония, 1966; "Лакские песни", 1967; муз. комедия "Странствия Бахадура", 1982; концерты для инстр. с орк.), К. М. Шамасов (оратория "Героям безвестья", 1972; вок. цикл "Песня маленьких горцев", 1974), М. К. Касумов (концерт для скр. с орк., 1970), самодеят. комп. А. Цурмилов (песни) и др. Среди известных исполнителей: певицы - иар. арт. СССР Б. Мурадова, нар. арт. Даг. АССР П. Нуцалова.А. Ибрагимова, М. Щербатова, нар. арт. РСФСР Р. Гаджиева, И. Г. Баталбекова, В. А. Ибрагимова, засл. арт. РСФСР М. Гасанова; музыканты-инструменталисты - засл. арт. РСФСР У. Абубакаров, засл. арт. Даг. АССР К. Магомедов. В Дагестане работают (1988): симф. орк. (1932), оркестр даг. нар. инстр. (1937); ансамбль песни и танца (1935), ансамбль танца Дагестана "Лезгинка" (1958); филармония (1944); Даг. отделение СК РСФСР (1954), Даг. отделение Всес. хор. общества (1959); муз.-пед. ф-т Даг. пед. института; 2 муз. уч-ща (Махачкала, Дербент), св. 40 муз. школ.
Гасанов Г., Джемалов М., Мотивы даг. танца. Махачкала. 1927: Хаяукаев X., Плоткин М, Дат. вар. музыка, Махачкала, 1948; 100 дат. вар. песен, Махачкала, М" 1948; Даг. нар. песни, М.. 1959: Деятели муз. искусства Дагестана, Махачкала, 1940; Якубов М. А., Очерки истории даг. сов. музыка, т. I (1917-1945), Махачкала, 1974г его же Музыка Даг. АССР, в кн.: Социалистич. муз. культура, М., 1974. М, Л. Якубов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Д..

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ БАС

ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО

ЧЕРНОГОРСКАЯ МУЗЫКА

ЧЕХОСЛОВАКИИ МУЗЫКА

ШНИДЕР ФОН ВАРТЕНЗЕ

ЮЖНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16