на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДАНИИ МУЗЫКА. Дат. муз. культура была относительно высоко развитой уже в первые века до н. э., о чём свидетельствуют историч. хроники ("Gesta Danorum" Саксона Грамматика и др.), саги I найденные на территории Дании муз. инструменты рог и лур, относящиеся к 4 в. до н. э. Характерное явление ср.-век. Д. м. - героико-эпич. песни (драпы, саги и др.), исполняемые скальдами, нередко в сопр. арфы. Первые образцы проф. Д. м. относятся к 12 в. В 11 -13 вв. в Данию проникла франц. и англ. куплетная песня - баллада, большую роль играло григорианское пение. В 16 в. сильное воздействие на Д. м. оказала нидерландская школа (в её русле работали комп. И. Престен, А. П. Коклихо и др.). Тогда же начали создаваться первые придв. капеллы и публиковаться первые муз. произв.; важнейшие издания - "Salmebog" X. Томиссёна (1569) и "Graduate" H. Есперсена (1573). Самый значит. музыкант 17 - нач. 18 вв. - Д. Букстехуде, связавший свою жизнь гл. обр. с нем. муз. культурой. До кон. 18 в. в проф. Д. м. господствовали иностр. влияния, обусловленные деятельностью нем., франц. и итал. оперных трупп. Наиб. значение имели труппа П. Минготти и творчество Дж. Сарти, который создал первые оперы на дат. яз. (т. н. opera danese) - "Грам и Сигне" (1767), "Любовные письма" (1775) и др. Кон. 18 - нач. 19 вв. представлены именами композиторов-иммигрантов из Германии - Ф. Кунцена, X. Цинка, И. А. П.Шульца, Ф. Кулау, К. Э. Ф. Вайсе и др. Создатель дат. нац. романса - Вайсе; возникновение дат. нац. оперы подготовили зингшпили и музыка к драм. спектаклям Кулау. С нач. 19 в. дат. музыканты стали проявлять большой интерес к изучению нац. фольклора, в т. ч. А. П. Берггрен, опубликовавший ряд сборников и антологий нар. песен и мелодий. Виднейшими предст. дат. муз. романтизма выступили основоположник дат. симфонизма Н. Гаде (автор 8 симфоний), создатель первой нац. оперы И. П. Э. Хартман ("Маленькая Кирстен" по Андерсену), К. Хорнеман, П. Хайсе. Большую роль сыграла деятельность в Дании дат. балетмейстера А. Бурнонвиля, к балетам которого писали музыку Гаде, Хартман, X. С. Паулли и др. Центрами дат. муз. культуры 2-й пол. 19 в. стали консерватория и муз. объединение в Копенгагене, основанные и руководимые Гаде. Важную роль на рубеже 19-20 вв. сыграла дирижёрская и композиторская деятельность в Дании норв. комп. Ю. Свенсена. Дат. композиторы 20 в. вплоть до 60-х гг. находились под сильным влиянием творчества К. Нильсена - крупнейшего симфониста, создателя т. н. новой дат. песни. Это воспрепятствовало внедрению в Дании авангардистских веяний. Среди совр. композиторов старшего поколения: Р. Ланггор, П. Э. Ланге-Мюллер, К. Рисагер, Ф. Хёфдинг, С. Шульц, С. Э. Тарп, А. Хамерик, Э. Хамерик, И. Йерсиль, Ф. Вайс. Последовательным продолжателем традиции Нильсена в области симфонии выступил В. Хольмбу, ведущим композитором совр. Д. м. стал Н. В. Бентсон. Среди композиторов более молодого поколения: П. Нёргор, П. Р. Ольсен, П. Гудмуннсен-Хольмгрен, Л. Тюбо, Я. Мегор, X. Кристиансен, Б. Левкович. В 70-х гг. на дат. композиторов (Б. Лорентсен, X. Кольдинг-Йёргенсен и др.) оказало влияние творчество Д. Лигети и К. Пендерецкого. Ряд композиторов работает в области электронной музыки (Нёргор, Лорентсен, А. Боруп-Йёргенсен). Проявляются тенденции неоромантизма (И. Нёрхольм). Дат. муз. культура выдвинула ряд видных исполнителей, среди которых дирижёры Э. Туксен, Э. Ресен, О. Шмидт, Т. Йенсен, певцы Л. Мельхиор, X. Росвенге, А. Шётс, пианисты В. Шёлер, Г. Коппель, органисты Ф. Видерё, Г. Фьельрад, К. Вад, скрипачи В. Тофте, Э. Тельманьи, а также неск. струн. квартетов. Среди музыковедов: К. Еппесен, Й. Йерсилль, А. Хамерик, Н. Шёрринг, К. Хёг, И. Растед. В Дании функционируют (1988): 5 консерваторий (Копенгаген, Орхус, Оденсе, Ольборг, Эсбьерг); ряд исполнит. организаций, 5 хор. союзов; 2 союза композиторов. Издаются 15 муз. журналов (в т. ч. "Dansk Musik-Tidsskrift", с 1925).
Мохов Н. Н., Нек-рые страницы истории дат. музыки, в кн.: Исследования историч. процесса классич. и совр. зарубежной музыки, М., 1980; Карреl V., Contemporary Danish composers..., 3Kbh., 1967; Вruun К. A., Dansk musiks historic, Bd 1-2, Kbh., (1969); Schirring N, Musikkeiu historic i Danmark, Bd 1-3, Kbh, 1977-78.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь