на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-69) - рус. композитор. Получил разностороннее домашнее образование, в т. ч. и музыкальное. Под влиянием знакомства с М. И. Глинкой (1835) избрал пуп композитора. Уже ранние произв. Д. свидетельствуют о самобытном претворении им традиций Глинки. Первая опера Д. "Эсмеральда" (по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери", 1847) обнаруживает драм. дар автора. В 40-х гг. написаны романсы "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир" (на ел. А. С. Пушкина) и др., отличающиеся глубиной психологич. выражения, яркой образностью. Творчество Д. 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. отражает тенденции, связанные с развитием критич. реализма в литературе и искусстве. В 1855 создана опера "Русалка" (по драм. поэме Пушкина). С кон. 50-х гг. развернулась муз.-обществ. деятельность Д. Он был избран членом комитета РМО (1859, в 1867 пред. Петерб. отд.), участвовал в разработке устройства первой в России консерватория. В эти годы Д. создал ряд романсов, явившихся вершиной его кам.-вок. творчества. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. Д. сблизился с группой молодых рус, композиторов (впоследствии - "Могучая кучка"), оказав большое влияние на их творчество. Участвовал в работе caтирич. журн. "Искра" (позже также в журн. "Будильник"). В 1864-65 Д. совершил заграничную поездку (впервые был за границей, гл. обр. в Париже, в 1844-45), во время которой в Брюсселе исполнялись его произв. В последние годы жизни работал над оперой "Каменный гость" (по Пушкину; по завещанию Д. неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, инструментовал оперу и составил интродукцию к ней Н. А. Римский-Корсаков). наряду с Глинкой - основоположник рус. классич. муз. школы. Его центр. произв. - опера "Русалка" знаменовала рождение нового жанра - нар.-бытовой психологич. муз. драмы. Д. впервые воплотил в музыке тему социального неравенства ("Русалка", ряд романсов). Д. обогатил жанры вок. лирики: драм. песня "Старый капрал", сатирико-комич. песня "Червяк" и "Титулярный советник". Его инстр. произв. (пьесы для орк. "Баба-Яга, или С Волги nach Riga", "Малороссийский казачок", "Чухонская фантазия") уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые характеристик приемы, развитые впоследствии рус. композиторами. В своём творчестве Д. основывался на методе т. н. интонац. реализма (девиз Д.: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды"). Созданию конкретного индивидуального образа служило воспроизведение живых интонаций человеческой речя. Наиб. радикально осуществлен этот принцип в опере "Каменный гость", к-рая почти полностью основана на мелодизиров. речитативе. В опере решена и другая новаторская задача: музыка написана на неизменённый текст лит. произведения. Д. наметил новые, пути в оперном в кам.-вок. жанрах, ведущие к творчеству М. П. Мусоргского (назвал Д. "великим учителем правды в музыке"), П. И. Чайковского и др. рус. композиторов. Написал автобиографию (опубл. в журн. "Рус. старина", 1875, № 2-7). Оперы - Эсмеральда (1847, Москва), oпepa-балет Торжество Вахха (1848, пост. 1867. Москва), Русалка (1856. Петербург), Каменный гость (1872, там же); для орк. - шутка-фантазия Баба-яга, или С Волги nacb Riga (1862), Малороссийский казачок (1864), Чухонская фантазия (1867); произв. для фп.; романсы, вок. ансамбли, хоры. Полн. собр. романсов и песен, т. 1-2, М.-Л., 1947; Соч. для симф. оркестра. Партитура, M., 1967.
Финдейзен Н., А. С. Даргомыжский, М., 1904; Пекеянс М. С., Даргомыжский и нар. песня, М.-Л., 1951; его же, А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1-3. М., 1966-83; Даргомыжский - восхождение к правде, "МЖ", 1984. № 5.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь