на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДВОЙНОЙ КОНТРАПУНКТ - разновидность вертикально-подвижного контрапункта; 2-голосное полифонич. соединение, от которого образуется производное соединение (см. Сложный контрапункт. Подвижной контрапункт) с вертикальной перестановкой соединяемых мелодий. Перестановка может быть как противоположная (см. примеры b, с, d), так и прямая (пример е). В более строгом понимании Д. к. - 2-гол. соединение, предполагающее противоположную перестановку. Наиб. употребительными являются: Д. к. октавы, дуодецимы, децимы С. Бах. "Хорошо темперированный клавир", том II. фуга g-moll, сочетания темы и удержанного противосложения (прочие контрапунктирующие голоса опущены). Соединения: а - первоначальное; b - производные в двойном контрапункте октавы (квинтдецимы); с - дуодецимы; d - децимы (через октаву); е - производное в вертикально подвижном контрапункте терции с прямой перестановкой. к. - важное технич. и выразит. средство полифонии. Применяется в канонах и канонич. секвенциях (где нередки иные вида Д. ц помимо перечисленных), в фугах (с использованием удержание" противосложения, соединения тем и др.). В полифонич. соч. часто встречается к.-л. один вид Д. к.; использование нескольких видов (как в примере выше) является особым средством контрапунктич. варьирования. В экспозиционных, развивающих, завершающих разделах гомофонных муз. форм Д. к. - мощный фактор вариационного обновления тематизма (симф. картина "В Средней Азии" Бородина, реприза).
См. лат. при ст. Подвижной контрапункт. В. П. Фраенов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь