на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин (1841 - 1904) - чешский композитор, дирижёр, педагог. Чл. Чеш. академии наук и искусств (1890). Ученик И. Фёрстера (орган) и др. Играл на альте в капелле К. Комзака и в орк. Временного театра (1862-73), в 1873-77 церк. органист в Праге. Выступал как дирижёр с исп. собств. произв., в т. ч. в Великобритании (1884-96), России (1890), где встречался со мн. рус. деятелями культуры. Переписывался с П. И. Чайковским (в 1888 состоялась встреча с ним в Праге). Был дружен с И. Брамсом. С 1891 проф. композиции в Пражской конс. (с 1901 её руководитель). Среди учеников: Я. Сук, О. Недбал, В. Новак. В 1892-95 работал в США, где выступал с авторскими концертами. Был проф. и директором консерватории в Нью-Йорке, в которой перестроил систему муз. обучения. Отразил амер. впечатления в симф. "Из Нового Света" и др. произв., в которых, сохранив своеобразие индивидуального стиля, воссоздал характер и некоторые интонац. особенности негр. и индейского муз. фольклора. Один из основоположников чеш. нац. муз. классики, Д. вслед за Б. Сметаной развивал нац. традиции и утвердил мировое значение чеш. музыки. Произв. Д. отличаются мелодич. богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки, стройностью формы. Д. широко использовал жанровые и ритмоинтонац. особенности чеш. и моравского муз. фольклора. Черты нац. самобытности проявились в комич. опере "Король и угольщик", патриотич. гимне "Наследники Белой Горы" для хора и орк. и вок. "Моравских дуэтах"; особенно ярко нац. характер ощутим в "Славянских танцах" (первонач. для фп. в 4 руки, позже для орк., и др. инстр.) и "Слав. рапсодиях". Ряд произв. Д. посв. история, прошлому Чехии и нац.-освободит. устремлениям народа; среди них - оратория "Св. Людмила", "Гуситская увертюра", музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. к пьесе "Йозеф Каетан Тыл". Оперы Д. наряду с операми Б. Сметаны составляют основу нац. муз.-театр. репертуара. Наиб. ценным вкладом в мировую муз. культуру являются симфонии Д., заложившие фундамент нац. симфонизма, концерт для влч. с орк. и кам.-инстр. соч. (в т. ч. трио "Думки"). Мн. соч. Д. привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, мягким юмором, отражают картины чеш. природы и быта. Своеобразный мир чеш. сказок и легенд раскрывается в симф. поэмах "Водяной", "Полуденница" и др. В Праге работают Дворжаковское общество в музей его имени (с 1932). В Нелагозевесе в доме, где родился Д., также открыт музей. Имя Д. носит один из пражских квартетов. Оперы ( б. ч. пост. в Праге), в т. ч Король и угольщик (1871; 2-я ред. 1874; 3-я ред. 1887), Упрямцы (1874, пост. в 1881), Ванда (1876), Хитрый крестьянин (1178), Димитрий (1882; 2-я ред. 1894), Якобинец (1889; 2-я ред. 1897), Черт Кача ( 1899). Русалка (1901), Армия" (1904); для солистов, хора и орк. - оратория Святая Людмила (1886), Stabat mater (1877), Реквием (1890), Гимн (Наследники Белой Горы, 1872; 3-я ред. 1885), кантаты Свадебные рубашки (1884), Гимн чеш. крестьян (1885), Торжественная песнь (1900); для орк. - 9 симф. (1865-93, в т. ч. 1-я, Злоницкие колокола; 9-я, Из Нового Света); симф. поэмы Водяной, Полуденница, Золотая прялка. Голубок, Богатырская песнь (1896-97); 5 увертюр, вт. ч. Отчизна моя (1882), Гуситская увертюра (1883), 3 программные конц. увертюры (цикл, 1891-92), 2 сюиты, 3 Слав. рапсодии (1878), Слав. танцы (16, в 2 циклах, 1878-87, первонач. для фп. в 4 руки), танц. пьесы; пьесы для струн. орк.; концерты для инстр. с орк. - для фп. (1876), для скр. (1880), 2 для влч. (2-й, 1895); кам.-инстр. aнсамбли - 4 фп. трио (в т. ч. Думки, 1891), струн. трио, струн. квартеты (14; 1862-95), 2 фп. квинтета (1872, 1887) и др.; пьесы для фп. в 2 руки (в т. ч. Юморески, 1894); пьесы для фп. в 4 руки; пьесы в сопр. фп. - для скр. (в т. ч. Романс), для влч.; хоры с сопр.; песни на слова чеш. поэтов, на нар. тексты, вок. дуэты с фп., а т. ч. 22 моравских дуэта (1875-81): музыка к спектаклям драм. театра.
Бэлза И., л. Дворжак, М,-Л., 1949; А. Дворжак. Сб. ст., под ред. Л. С. Гинзбурга, М., 1967; Тулинская З., А. Дворжак, М., 1973; Егорова В. Н., Симфонии Дворжака, М., 1979; Zubаty J.. A. Dvorak, Lpi., 1886; Ваrtоs J, A. Dvorak, Praha, 1913; Sоurеk О., Zivot a dilo A. Dvofika, av. I-4, Praha. W16-33, '1954-57; Robertson A., Dvorak. L.. 1945, N.-Y., 1949, 1962; Handsсhin J., Dvorak, P., 1946; Holzknecht V, A. Dvorak, Praha, 1955; Clapham J., Dvorak, L., 1966; Erismann G, A. Dvorak, P., 1966; Вerkovес J, A. Dvorak, Praha - Bra., 1969; Burghauser J, A. Dvorik, Praha, 1985. R. И. Егорова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь