на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДЕМЕСТВЕННЫЙ РАСПЕВ, демественное пение, демество, - одно из стилевых направлений др.-рус. певч. искусства. Раннее упоминание о нём относится к 1441 (Моск. летописный свод кон. 15 в.). Получил распространение в 16-17 вв., в т. ч. в многоголосии (3- или 4-голосие; в 4-гол. демественном многоголосии один из голосов именовался демеством). Репертуар Д. р. включает отд. песнопения Обихода, Праздников, Стихираря постного. Трезвонов, Октоиха и Ирмология. С 3-й четв. 18 а. ряд песнопений Обихода вошёл в старообрядческую кн. Демественннк. Канон Пасхи. Фрагмент ирмоса демественного распева. Фрагмент псалма "На руках Вавилонских". Рукопись конца 17 в. Первоначально Д. р. записывался знаменной (столповой) нотацией (см. Крюки); во 2-й пол. 16 в. на её основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной нотации, но в более усложнённом виде. В демественной нотации не применялась тайно-замкненность (см. Лицо). В деместве были выработаны стилистич. закономерности, сыгравшие значит. роль в эволюции рус. певч. искусства: сформировался торжеств. стиль пения с широкими распевами отд. слогов текста.
Разумовский Дим.. Церковное пение в России, (в. 1) - 3, М., 1867-1869; Калашников Л. Ф., Азбука деместв. пения. К., 1911; Фролов С. В., И) истории деместв. роспева, в кн.: Проблемы истории и теории др.-рус. музыки, [Л.1, 1979; Шиндни Б. А., Проблема происхождения деместв. роспева в отечеств. музыкознании, там же; Ложидаева Г. А., Формы изложения деместв. многоголосия.", в кн.: Археографич. ежегодник за 1981 г., М.. 1982.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Д..

ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО

ЧЕРНОГОРСКАЯ МУЗЫКА

ЧЕХОСЛОВАКИИ МУЗЫКА

ШНИДЕР ФОН ВАРТЕНЗЕ

ЮЖНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16