на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДИАТОНИКА (греч. - диатонич. род; - через и - целый тон; - растянутый, т. е. переходящий от тона к тону) - семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Интервалы Д. получатся в пределах цепи из 6 квинт: Диатоничны и все аккорды, включающие только интервалы Д. Эти интервалы диатоничны и тогда, когда они образуются хроматич. ступенями (напр., des-f в C-dur, см. Хроматизм); то же касается и аккордов. По Г. Л. Катуару, различаются интервалы и аккорды собственно диатонические (напр., c-e-g-n в C-dur) и диатонические по существу, но хроматические по положению (напр., c-e-g-h в H-dur). В целом Д. свойственны строгость тона, характер простоты, "натуральности". К Д. относятся звукоряды древнегреческих ладов, церковных ладов, ладов народной музыки (муз. примеры см. в ст. Натуральные лады). Близки к Д. лады, в основе которых лежит диатокич. звукоряд, но которые имеют и хроматич. интервалы (зап.-европ. церк. звукоряд с durum и pmolle, гармонич. минор и мажор и др.]. Условно относимые к Д., они составляют миксодиатонич. (т. е. смешаннодиатонич.) род интервальных систем. Структура древней (античной, ср.-век.) Д. была квинтовой (в связи с пифагоровым строем). По мере развития аккордово-гармонич. системы Д. структурно реорганизовалась, стала квинто-терцовой (-" квинте, //= терции): Квинто-терцовая Д. лежит в основе классич. функциональной тональности. В связи с незамкнутостью ряда 6 квинт и, соответственно, возможностью многократной транспозиции возникает огромное моду-ляц. пространство - база крупных классич. форм. В 19-20 вв. широко вводится Д. нар. склада (у Ф. Шопена, Э. Грига, особенно у рус. композиторов - М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова. И. Ф. Стравинского, а также у С. С. Прокофьева и др. сов. композиторов): К. Щедрин. "Конек-Горбунок". В 20 в. получила распространение диссонантная Д.: Ф. Стравинский. "Орфей". 1-я сцена.
Катуар Г. Л., Теоретич. курс гармонии, ч. 1-2. М., 1924-25; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Котляревський I., Дiатонiка i хроматiка як категорii музичного мисления, Киев, 1971; Vinсеn I J., The diatonic modes in modern music. Berk.-Los Ang.. 1951: см. также лит. при ст. Звуковая система. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь