на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДИНАМИКА (от греч. - сила) - одна из сторон организации музыки как процесса, тесно связанная с её временвой природой и характеризующаяся изменениями в громкости, плотности звучали и темпе. В более широком смысле - любые изменения в муз. развитии а также их отражение в восприятии. Д. определяется действии разл. свойств муз. звука (высота, громкость, длительность, тембр) как по отдельности, так и в комплексе, плавностью или скачкообразностью, интенсивностью и частотой смен тех или иных параметров. Она проявляется в мелодии, гармония (аккордовых связях и тональном развитии), в ритмике, темпе, фактуре и т. п., на разных уровнях становления муз. целого (напр., в отдельно взятом звуке, в мотиве, фразе, части, цикле). Изучение Д. близко соприкасается с вопросами муз. интонации, образного содержания музыки, теорией муз. стиля; следует, однако, отличать век-рые аспекты Д. от муз. драматургии, к-pая включает Д., но проявляется непосредственно в сфере образного содержания. В музыкознании наиб. детально рассматривается громкостная Д. Тщательно разработана система обозначения динамич. оттенков (в осн. применяются итал. термины): forte (сокр. f) - сильно, громко; piano (p) - слабо, тихо; mezzo forte (mf) - умеренно громко; mezzo piano (mp) - умеренно тихо; fortissimo (ff) - очень громко; pianissimo (pp) - очень тихо; forte-fortissimo (fff) - чрезвычайно громко; piano-pianissimo (ppp) - чрезвычайно тихо: crescendo (графич. изображение: < ) - постепенно усиливая; diminuendo ( > ) - постепенно затихая; sforzando Гарбузов Н. А., Зонная природа динамич. слуха, М., 1955; Римский-Корсаков Н. А., Основы оркестровки, 'М., 1959; Цуккерман В., Динамич. принцип в муз. форме, в его кн.: Муз.-теоретич. очерки и этюды, (в. 1). М., 1970; Асафьев Б. В., Муз. форма как процесс, кн. 1-2, Л., 1971; Браудо И. А., Артикуляция. (О произношении мелодии). Л.. 1973; Соколов А., Громкостная динамика как предмет анализа, в сб.: Проблемы муз. науки, в. 5, М" 1983; Riеmann Н, Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb. - Si Petersburg, 1884. Ю. Н. Ригс.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь