на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДИРИЖИРОВАНИЕ (от франц. diriger - направлять, управлять, руководить) - один из видов муз.-исполнительского искусства, управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной труппой и т. д.) в процессе подготовки и во время публич. исполнения муз. произв. Д. осуществляется дирижером, который стремится передать коллективу свои художеств. намерения, своё истолкование замысла композитора, обеспечивает ансамблевую стройность и технич. совершенство исполнения. В основе исполнит. плана дирижёра лежит тщательное изучение и воспроизведение текста партитуры. Иск-во Д. основано на системе движений рук. Большую роль в процессе Д. играет и лицо дирижёра, его взгляд, мимика. Важнейший момент в Д. - предварит. взмах (нем. Auftakt), своего рода "взятие дыхания", вызывающее как ответную реакцию звучание оркестра, хора. Значит. место в технике Д. отводится тактированию, т. е. обозначению при помощи взмахов руки (преим. правой) метроритмич. структуры музыки. Графическое изображение двухдольной, трёхдольной, четырехдольной и тестидольной схем тактирования. Левой рукой обычно даются указания в области динамики, выразительности, фразировки. В практике Д., однако, проявляется свободное взаимопроникновение функций обеих рук. Совр. Д. требует от дирижёра широкой образованности, основательной муз.-теоретич. подготовки, тонкого слуха, хорошей муз. памяти, активной целенаправленной воли. Истоки искусства Д. прослеживаются с древнейших времён. На ранних этапах развития иар.-хор. практики функции дирижёра выполнялись одним из певцов - запевалой. В древности (Египет, Греция) и в ср. века управление хором часто производилось посредством системы условных символич. движений рук и пальцев (см. Хейрономия). В 15 в. с усложнением многоголосия, развитием орк. игры и возникшей в связи с этим необходимостью в более чёткой ритмич. организации ансамбля сложился способ Д. с помощью "баттуты" (палки, от итал. battuta, букв. - удар), заключавшийся в "отбивании такта", нередко довольно громком ("шумное Д."). С утверждением системы генерал-баса (17-18 вв.) в качестве дирижёра стал выступать музыкант, исполняющий партию генерал-баса на клавесине или органе (обычно автор музыки). Он направлял исполнение самой своей игрой, а также делая указания глазами, головой, пальцем или отстукивая ритм ногой. В 18 в. значительно выросла роль первого скрипача (концертмейстера), который помогал дирижёру управлять ансамблем, то играя на скрипке, то прерывая игру и используя смычок в качестве баттуты. Эта практика привела к возникновению т. н. двойного Д. При исполнении крупных вок.-инстр. соч. в отд. случаях одновременно участвовало до 5 дирижёров. Со 2-й пол. 18 в., по мере отмирания генерал-баса, скрипач-концертмейстер постепенно становится единоличным руководителем ансамбля. Этот способ Д. долго сохранялся и в 19 в. в бальных и садовых оркестрах, небольших ансамблях. В 20 в. применяется иногда при исполнении музыки 17-18 вв. С нач. 19 в. развитие симф. музыки, расширение и усложнение состава оркестра, стремление к большей выразительности и красочности игры потребовали освобождения дирижёра от участия в общем ансамбле, сосредоточения его внимания только на Д. На смену смычку постепенно приходит дирижёрская палочка. Среди первых дирижёров, пользовавшихся ею, - И. Ф. Мозель (1812, Вена), К. М. Вебер (1817, Дрезден), Л. Шпор (1817, Франкфурт-на-Майне). Одним из основоположников совр. Д. (наряду с Л. Бетховеном, Г. Берлиозом, Ф. Листом и Ф. Мендельсоном) был Р. Вагнер. Со времён Вагнера дирижёр, ранее стоявший лицом к публике, повернулся лицом к оркестру, что обеспечило более полный контакт с музыкантами. Постепенно складывается совр. тип дирижёра-исполнителя, не являющегося одноврем. и композитором; первым таким дирижёром был X. фон Бюлов. Среди крупнейших заруб. дирижёров кон. 19 - нач. 20 вв.: X. Рихтер, Г. Малер (Австрия), А. Никиш (Венгрия), Ф. Мотль, Ф. Вейнгартнер, К. Мук, Р. Штраус (Германия), Ш. Ламурё, Э. Колонн (Франция), в последующем - Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, О. Клемперер (Германия), А. Тосканини (Италия), П. Монтё, Ш. Мюкш, А. Клюитенс, И. Маркевич (Франция), Т. Бичем, А. Боулт, А. Коутс (Великобритания), В. Бердяев, Г. Фительберг (Польша), В. Менгельберг (Нидерланды), Г, фон Караян (Австрия), Л. Стоковский, Дж. Селл, Ю. Орманди, Л. Бернстайн (США), Э. Ансерме (Швейцария), Д. Митропулос (Греция), В. Талих (Чехословакия), Я. Ференчик (Венгрия), Л. Матачич (Югославия), Дж. Джорджеску (Румыния), Г. Абендрот, К. Зандерлинг (ГДР) и др. В России до 18 в. Д. было связано гл. обр. с хор. исполнением. Первыми рус. орк. дирижёрами были музыканты из крепостных (С. А. Дегтярёв). Наиб. известные дирижёры 18 в. - И. В. Хандошкин и В. А. Пашкевич. Крупнейшие рус. дирижёры 2-й пол. 19 в. - М. А. Балакирев, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны. Значит. место в история рус. дирижёрского искусства принадлежит Э. Ф. Направнику. Выдающимися дирижёрами нач. 20 в. были В. И. Сафонов, С. В. Рахманинов, С. Л. Кусевицкий. После Окт. революции 1917 развернулась деятельность Н. С. Голованова, А. М. Пазовского, С. А. Самосуда, В. И. Сука; в консерваториях были созданы спец. классы оперно-симф. Д. Среди сов. дирижёров: Н. П. Аносов, А. В. Гаук, В. А. Дранишников, В. Б. Дударова, И. А. Зак, К. К. Иванов, Д. И. Кахидзе, Д. Г. Китаенко, К. П. Кондрашин, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. А. Мравинский, Н. 3. Ния-зи, Н. Г. Рахлин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, К. А. Симеонов, Ю. И. Симонов, Ю. X. Темирканов, Ю. Ф. Файер, В. И. Федосеев, Б. Э. Хайкин, К. И. Элиасберг, А. Янсонс.
Вагнер Р., О дирижировании, пер. с нем., СПБ. 1900; Берлиоз Г., Дирижер оркестра, пер. с франц., М.. 1912; Глинский М., Очерки по истории дирижерского искусства, "Муз. современник". 1916, кн. 3; Вейигартнер Ф.. О дирижировании, пер. с нем., Л., 1927; Тимофеев Ю., Руководство для начинающего дирижёра, М., 1935; Птица К., Очерки по технике дирижирования хором, М.-Л., 1948; Вуд Г., О дирижировании, пер. с англ., М., 1958; Исполнит. искусство заруб. стран, в. 1-7, М., 1962-75; Еремиаш О., Практич. советы по дирижированию, (пер. с чеш.), М., 1964; Малько Н., Основы техники дирижирования, М.-Л., 1965; Мусин И., Техника дирижирования, Л., 1967; Иванов-Радкевич А., О воспитании дирижера, М., 1973; Тилес Б., Дирижер в оперном театре, Л., 1974; Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика, автор вступит. ст., доп. и коммент. Л. Гинзбург, М., 1975; Мюнш Ш., Я - дирижер, [пер. с франц.]. М., 1982; Ольхов К. А., Теоретич. основы дирижерской техники, 2Л., 1984; Хайкин Б., Беседы о дирижерском ремесле, М., 1984; Schunemann G, Geschichte des Dirigierens, Wiesbaden, 1965; Zurletti M., La direzione d'orchestra, MiU 1985. Е. Я. Рацер.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь