на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДРАМАТУРГИЯ музыкальная (греч.) - система выразит. средств и приёмов воплощения драм. действия в произв. муз.-сценич. жанра (опере, балете, оперетте). В основе муз, Д. лежат общие.законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центр. конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определ. последовательность этапов развития драм. замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т. п. Эти общие закономерности находят специфич. преломление в каждом из видов муз.-драм. искусства соответственно природе их выразит. средств, причём роль музыки определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения лит. драмы. В ходе историч. развития сложились определ. формы, служащие для воплощения драм. действия: в опере - речитатив, ария, ариозо, разл. виды ансамблей, хоры; в балете - классические и характерные танцы, хореография, ансамбля. Эти формы ие остаются неизменными, постепенно происходит отход от регламентиров. функций и структур вок. форм. Оперная Д. обогащается за счёт некоторых приёмов симф. развития, выработанных в области инстр. музыки. Одним из средств симфонизации (см. Симфонизм) оперного жанра служит закрепление за отд. действующими лицами определ. тем или интонац, комплексов (см. Лейтмотив). В произв. муз.-сцеиич. жанров встречаются признаки таких чисто муз. принципов конструктивной организации материала, как вариационность, рондообразность, сонатность. Но обычно они проявляются здесь свободнее и более гибко, чем в инстр. музыке, подчиняясь требованиям драм. логики. Понятие муз. Д. применяется и к произв. инстр. музыки, не связанным со сценич. действием или определ. лит. программой. Принято говорить о симф: Д., Д. сонатной формы и т. д. Специфич. закономерности, которым подчиняется развитие муз. образов в инстр. музыке, лишь отчасти совпадают с законами сценич. драмы.
Друскин М. С., Вопросы муз. драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургах рус. опервой классики, М., 1952; его же, Очерки по драматургии оперы XX "., кн. 1-2, М., 1971-78; Конен В. Д., Театр и симфония, М., 1975; Чернова Т. Ю., Драматургия в инстр. музыке, М., 1984.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь