на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА - музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. На процессе формирования Д. м. сказалось воздействие цивилизаций Ассирии, Вавилония, Египта, Финикии. Исследование Д. м. затруднено отсутствием записей музыки и др. памятников культуры, сохранивших сведения о музыке. Осн. источником сведении о др.-евр. невменном письме и особенностях муз. инструментария являются т. н. рукописи Мёртвого моря. Данные о муз. жизни евреев содержатся в библейских текстах. В 1-й части иудейского (ветхозаветного) канона Торе воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии с музыкой, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся хор. пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Соломона (10 в. до н. э.), в которых участвовали 126 священнослужителей с трубами. В др.-евр. культуре большую роль играли песнопения типа хороводных (исп. на нар. праздниках, в т. ч. по случаю сбора урожая), бытовали обрядовые свадебные и др. песни. Для Д. м. в целом типично одноголосие; в своей основе она вок. происхождения. Для записи и чтения текстов пользовались знаками, указывающими лишь направление движения мелодии. Первоначально была распространена пентатоника, в дальнейшем - диатонич. лады, близкие др.-греческим. Исполнение нар. мелодий сопровождалось хлопками, танцами; такт отбивался ударными инстр. Культовые напевы или вмели характер антифонной или респонсориальной псалмодии, или богато орнаментировались. Помимо разновидностей арфы, трубы и барабана, использовались инструменты, заимствованные у египтян, финикийцев и персов. С установлением богослужения в храме Соломона в Иерусалиме в ритуале стали участвовать оркестр и хор. Обучение храмовых музыкантов было возложено на служителей низшего духовного сана (левитов). На применении муз. инстр. отражалась социальная структура общества: в нар. быту - преим. духовые тростниковые иястр., для касты жрецов - трубы (рога), храмовых музыкантов - лиры. Регламентации инстр. ансамблей посвящён раздел в трактате "Мишна" (древнейшая часть Талмуда). В 1-м тыс. до н. э. сформировалась книга Псалмов (антология культовых гимнов, авторство которых приписывалось царю Давиду). Первоначально псалмы предназначались для торжеств. религ. представлений, сопровождаемых инстр. музыкой и хор. пением. Д. м. достигла расцвета в период древних царств - Израильского (ок. 928-722 до н. э.) и Иудейского (ок. 928-586 до н. э.). Получила развитие культовая музыка. Сложился инструментарий, в который входили киннор (лира), нэвэл (арфа), хацоцра (серебр. труба), шофар (бараний рог, легендарная "иерихонская труба"), халил (свирель) и др. После разрушения Навуходоносором II храма (587 до н. э.) и восстановления его перс. царём Киром II (538 до н. э.) Иерусалим превратился в самоуправляющийся город, храмовая музыка стала упрощаться. С покорением Римом Иудеи и вторичным разрушением иерусалимского храма (70 н. э.) в знак траура в синагогах была запрещена инстр. музыка. Изгнание евреев из Палестины после Иудейской войны (66-73) положило начало новому этапу в истории муз. искусства евреев, далее развивавшегося в рамках диаспоры (см. Еврейская музыка).
Маггид Д., О древней евр. музыке и о псалмодии евреев, в сб.: Do Musica, в. З, Л., 1927; Закс К., Муз. культура Египта, Сирии, Палестины, Вавилона и Ассирии, в кн.: Муз. культура др. мира. Л., 1937; Грубер Р. И., История муз. культуры, т. 1, ч..1, М.-Л., 1941; Idelsohn A., Geschichte der judischen Musik, Bd 1-2, Lpz., 1924-28; Вауеr В., The materail relics of music in ancient Palestine and its environs, Tel Aviv, 1963; Sendrеу A., Musik in Alt-Israel, Lpz., 1970.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Д..

ПЕРЕМЕННАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

РЕЗОНАТОРНОЕ ОТВЕРСТИЕ

СЕБАСТЬЯН ИЗ ФЕЛЬШТЫНА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ

СИМФОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ СССР

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА

ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16