на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ МУЗЫКА. О Д. Г. м. можно судить преим. по памятникам письм. литературы (художеств. и науч.) и изобразит. искусства. Уцелели лишь некоторые фрагменты собственно муз. памятников. Развитие Д. Г. м. охватывает ок. 20 столетий (2-е тыс. до н. э. -5 в. н. э.). Сохранившиеся сведения о разл. жанрах нар. песен (георгики - крестьянские, эпиталамы и гименеи - свадебные, трены - заплачки, эмбатерии - походные, сколии - застольные и др.) свидетельствуют о развитом муз. фольклоре, большое место в Д. Г. м. отводилось песнопениям в честь богов: Аполлона (пеаны, номы), Артемиды (парфении, юпинги), Диониса (дифирамбы, иобакхи, фаллики), Деметры (иулы), Кибелы (метроа) и т.д. Древнейший ритуал жертвоприношений (спондей) представлял собой синкретич. муз.-танц. действо. Самые ранние из известных творцов музыки и исполнителей (см. Аэд) были одноврем. поэтами:, композиторами и певцами, аккомпанировавшими себе на к.-л. струн. инструменте. Личности и художеств. деятельность древнейших музыкантов запечатлены в разл. мифах (Олимп, Орфей, Фамирид, Марсий и др.) и эпич. поэмах (Демодок и Фемий в "Одиссее" Гомера). Период архаики (7-6 вв. до н. э.) в Д. Г. м. связан с именами Терпандра, Архилоха, Ариона, Тиртея, Алкмана, Стесихора, Сапфо, Aлкея, Анакреонта, Мимнерма, Ивика, Пиндара, Вакхилида и др. Вэто время происходит становление и развитие мн. жанров: авлодич. и кифародич. номов (песнопения в сопр. авлоса или кифары), авлетич. или кифаристич. номов (пьесы для солирующих авлоса или кифары), элегий, гипорхем (песни, сопровождаемые танцами), эпиникиев и др. В эпоху классики (5-1-я пол. 4 вв. до н. э.) достигли расцвета др.-греч. трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан), в к-рьгх важную драматургия, функцию выполняла, музыка. Источники свидетельствуют о новаторских тенденциях в Д. Г. м. этого периода (особенно в творчестве драматургов, представителей хор. лирики Тимофея, Фриния, Крекса и Меланиппида), которые связаны с изменениями в муз. языке. В эллинистич. период (начиная со 2-й пол. 4 в. до н. э.) греч. музыка проникает во мн. страны Средиземноморья. Греческий танец под аккомпанемент двойного авлоса. С античной вазы. Исполнительницы на арфе, кифаре в лире. С античной вазы. В Др. Греции применялись буквенные вокальная и инструментальная нотации. Д. Г. м. была, в принципе, одноголосна, но при инстр. сопровождении напевов и дифференциации вок. партий возникало гармонич. звучание отдельных интервалов. Основой ладового мышления древних греков были роды тетрахорда: все муз. связи звуков осознавались в рамках кварты с особой интервальной структурой (см. Древнегреческие лады, Совершенная система, Роды интервальные, Диатоника, Хроматизм, Энармоника). В муз. практике бытовали многочисл. разновидности инструментов: струнных - лира, кифара, форминга, кинир, барбитон, лирофеникс, самбика, спадикс, псалтерий, магадис, пектида, эпигоний, набл и др.; духовых - разл. виды авлоса (бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим), сиринги (одно-, двух- и многотрубчатые) и труб (сальпинга, керас и др.); ударных - тимпан, систр, кимвалы, кроталы, псифира, роптр и др. Александрийский механик Ктесибий (3 - 2 вв. до н. э.) сконструировал первый водяной орган - гидравлос. В Др. Греции развивались также муз. теория и муз. эстетика. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустич. законов музыки. Аристоксен выдвинул тезис о значении эмпирически-слухового восприятия интервалов и звукорядов. Дальнейшее развитие муз. теории нашло отражение в трудах Никомаха, К. Птолемея (1-2 вв. н. э.), Аристида Квинтилиана, Порфирия, Аллипия (3-4 вв.. н. э.) и др. Этич. концепцию музыки (см. Этос) разрабатывали мн. антич. учёные, в т. ч. Платон и Аристотель. Др.-греч. муз.-теоретич. учение оказало большое воздействие на развитие европ. науки о музыке.
Петр В. И., О составах, строях и ладах в древнегреч. музыке, К., 1901; Муз. культура древнего мира, (сб. ст. под ред. и со вступит. ст. Р. И. Грубера), Л., 1937; Антич. муз. эстетика. Вступит. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Герцман В., Антич. муз. мышление, Л., 1986; Wegnеr М., Griechenland, Lpz., [1963] (Musikgeschichte in Bildern, Bd 2, Lfg. 4); Рohlmann В., Denkmaler altgriechischer Musik, Nurnberg, 1970 (Brlanger Beitrage zur Sprach- und Kunstwissenschaft, Bd 31); Mathiesen Т h. J., A bibliography of sources for the study of ancient Creek music, Hackensack-N. Y., 1974 (Music indexes and bibliographies, № 10). E. В. Герцман.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь