на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (1876-1946) - испан. композитор, пианист. Ученик X. Траго (фп.), Ф. Педреля (композиция). В 1907- 1914 жил в Париже, где общался с К. Дебюсси, М. Равелем, П. Дюка. Был одним из ведущих деятелей Ренасимьенто - нац. возрождения Испании. В 1922 организовал (совм. с Ф. Гарсией Лоркой) конкурс канте хондо (см. Канте фламенко), способствовавший воскрешению этого древнего нац. искусства. После прихода к власти франкистов (1939) эмигрировал в Аргентину. Творчество Ф. явилось высшим достижением совр. испан. комп. школы, основанной Ф. Педрелем, и одной из вершин муз. искусства 20 в. В лучших соч. Ф. испан. характер выражен в его общенац. содержании и в свободной от региональной ограниченности форме. Первое значит. произв. Ф. - одноактная опера "Короткая жизнь" (1905), отличающаяся подлинным испан. колоритом. В одноактном балете "Любовь-волшебница" (1915) Ф. мастерски претворил характерные особенности андалусийской музыки, в частности канте хондо. Кам. опера "Балагаичик маэстро Педро" (на сюжет из "Дон Кихота" Сервантеса) знаменует эстетич. переориентацию Ф. От стилизации типичных элементов фольклора, преим. андалусийского, композитор переходит здесь к более глубокому и индивидуальному претворению общенспан. муз. традиций, идущих от творчества менестрелей, нар. романсов, а также от проф. испан. музыки эпохи Сервантеса и от испан. клавесинистов. Стилистич. черты франц. импрессионизма, перенесённые на испан. почву, особенно ярко проявились в сюите для фп. с орк. "Ночи в садах Испании" (1915). Оперы - Короткая жизнь (1905; 2-х ред. 1913, Ницца; под назв. Девушка из предместья, 1928, Москва), Балаганчик маэстро Педро (конц. исп. 1923, Севилья; пост. 1923, Париж); 5 сарсуэл (1897-1904); балеты - Любовь-волшебница (1915, Мадрид), Треуголка (перераб. пантомима Коррехидор и мельничиха, 1917; 1919, Лондон); сценич. кантата Атлантида (не окончена; конц. исп. 1961; пост. 1962, Милан); орк. сюита Посвящение памяти (1939); для фп. с орк. - Ночи в садах Испанки (1915); Концерт для чембало (или фп.), фл., гоб., кл., скр. и влч. (1926); для фп. -4 испан. пьесы (1906-09), Fantasia betica (1919); для голоса с фп. - 3 романса (сл. Т. Готье. 1909), 7 испан. песен (1914); для голоса и инстр. ансамбля - Психея (на сл. Г. Ж. Обри, 1924); для голоса и арфы -Сонет Кордобе (1927); соч. для хора a cappella и др.
Escritos sobre musica у musicos, В. Aires, 1950 (в рус. пер. - Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971).
Крейн Ю. Г., М. де Фалья, М., 1960; Пичугин П., М. де Фалья, "СМ", 1971, № 2; Бронфив В., М. де Фалья как муз. писатель, в кн.: Фалья М. де. Статьи о музыке в музыкантах, М., 1971; Алексеев А., М. де Фалья, в кн.: Музыка XX в. Очерки, ч. 1, кн. 2, М., 1977; Мартынов И., Музыка Испании, М., 1977; его же, М. де Фалья. Жизнь н творчество, М., 1986; Рahissa J, Vida у obra de M. de Falla, В. Aires, 1956; Ariiaga R, M. de Falla, B. Aires, 1961; Molina Fajardo E, M. de Falla у el "Cante jondo", Grenada, 1962, переизд. 1976; Sagardia A., Vida у obra de M. de Falla, (Madrid, 1967); Сullar J, M. de Falla, Madrid, 1968; Conzales Campoamor A, M. de Falla..., Madrid, 1976; Franco E., M. de Falla у su obra, Madrid, 1976; Оrоzсо M, M. de Falla, Barcelona, 1985. П. Л. Ахундов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь