на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФОРТЕПЬЯНО (нем. Hammerklavier, Klavier; франц. и англ. piano; итал. pianoforte) - собират. название клавишно-струнных молоточковых инструментов - роялей и пианино. В отличие от клавесина и клавикорда на Ф. возможен постепенный переход от piano к forte и от forte к piano (отсюда назв.); вместе с тем сравнительно с ними Ф. - более звучный инструмент. На Ф. при нажатии клавиши обитый фильцем (войлоком) молоточек ударяет по хору струн (в среднем и верхнем регистрах - по 3, в басовом - по 2 и 1), от которых отделяется демпфер. Передача энергии пальца молоточку осуществляется посредством механики фортепьянной. Механизм правой педали поднимает все демпферы, в результате чего становится возможным резонирование струн, и звучание обогащается; при нажатии левой педали рояля вся механика сдвигается, и число струн в хоре, по которым ударяют молоточки, уменьшается на единицу; звучание при этом становится мягче и глуше (у пианино в тех же целях левая педаль приближает молоточки к струнам). Все струны стальные (басовые обвиты медной проволокой), натянуты над резонансной декой; суммарная сила этого натяжения до 20 тонн. Диапазон совр. Ф., имеющих чугунную раму и перекрёстное расположение струн, - св. 7 октав, иногда - 8. Ф. изобретено в нач. 18 в. почти одноврем. мастерами Б. Кристофори (Италия), Ж. Мариусом (Франция) и К. Г. Шрётером (Германия). В сер. 18 в. усовершенствовано И. А. Штейном из Аугсбурга и И. А. Штрейхером. Эти инструменты получили назв. "Ф." с т. н. нем. или венской механикой (непосредственно соединена с клавишей). В 1770 нидерл. мастер А. Бекерс создал в Лондоне ф. с т. н. англ. механикой, которая не была соединена с клавишей; оно отличалось более мощным звучанием. Существ. улучшение в конструкцию Ф. внесено в 1820-х гг. С. Эраром, изготовлявшим в Париже рояли с т. н. двойной репетицией, что способствовало развитию виртуозной пианистич. техники. В России производство Ф. связано с деятельностью в 1818-20 мастеров И. А. Тишнера и К. Вирты. Первые произв. для Ф. принадлежат Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену и некоторым их современникам. Широкое распространение Ф. с его разнообразием выразит. возможностей стало в 19-20 вв. творч. стимулом для высокого развития пианизма; выдвинулись блестящие исполнители в разных странах и была создана огромная фп. лит-pa, в к-рую каждая нац. комп. школа внесла свой вклад.
Алексеев А., История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Бражников М., Фортепиано, М., 1967; Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Grоver D. S., The piano: its story from zither to grand, L., 1976; The lives of the piano, ed. by J.R.Gaines, N. Y.-[a. o.], 1983. Л.И. Ройзман.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь