на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФРАНК (Franck) Сезар (1822-90) - франц. композитор, органист, педагог. По происх. бельгиец. Учился в Льежской, затем в Парижской конс. у П.Ж.Циммермана (фп.), Ф. Бенуа (орг.), Э. Леборна (композиция), занимался также у А. Рейхи (композиция). С 13-летнего возраста выступал как пианист. С 1843 жил в Париже, был церк. органистом, в т. ч. более 30 лет в церкви Сент-Клотильд, прославился как импровизатор. С 1872 проф. Парижской конс., где его орг. класс являлся фактически школой композиции. Среди учеников: В. д'Энди, Э. Шоссон, А. Дюпарк, Ж. Г. Ропарц, Г. Пьерне. Один из создателей, с 1886 през. Национального музыкального общества. В творчестве Ф. наибольшее значение имеют произв., созданные в 70-х гг. и особенно инстр. соч. 80-х гг. Представитель т. н. обновления во франц. музыке, Ф. стремился к значимости и высокой обобщённости образного строя сложных инстр. жанров. Для музыки характерны сочетание романтич. образности с классич. ясностью стиля, единство цикла на основе лейттематизма, синтез влияний полифонии И. С. Баха, инструментализма Л. Бетховена и средств выразительности позднего романтизма. Полнозвучная сложная аккордика произв. Ф. подготовила гармонич. новшества импрессионизма; в то же время в творчестве наметился путь к неоклассицизму. Оперы - Батрак с фермы (1853), Гульда (1885; пост. 1894, Монте-Карло), Гизелла (закончена В. д'Энди, Э. Шоссоном, 1896, там же); для солистов, хора и орк. - библейская эклога Руфь (1846), оратория Заповеди блаженства (1879), библейская сцена Ревекка (1881) и др., в т.ч. духовные, соч.; для орк. - симфония (1888), симф. поэмы Искупление (2-я ред. поэмы-симфонии для сопрано, хора и орк., 1874), Эолиды (1876), Проклятый охотник (1882) и др.; для фп. с орк. - симф. поэма Джинны (1884), симф. вариации (1885); кам. -инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1886), 4 фп., трио (1834-42), струн. квартет (1889), фп. квинтет (1879); для фп. - Прелюдия, хорал и фуга, Прелюдия, ария и финал и др. (в т. ч. в 4 руки); для органа - фантазии, Большая симф. пьеса. Прелюдия, фуга и вариации, сборники разл. пьес; хоры с органом; романсы, песни; фп. транскрипции и др.
Роллан Р., Музыканты наших дней, пер. с франц., М., 1938; Франц. музыка второй пол. XIX в. Сб. переводных работ, вступит. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Рогожина Н., С. Франк, М., 1969; Indy V. d', С. Franck, P., 1930; Kunel М., С. Franck inconnu, Brux., 1958; Gallois I., Franck, P., 1966; Davies L., Franck, L-, 1973. В.П. Фраёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь