на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФРАНЦИИ МУЗЫКА. Истоки Ф. м. восходят к фольклору галльских (кельтских) и франкских племён, обитавших в древние времена на территории совр. Франции. Фундамент Ф. м. составили нар.-песенное искусство, а также галло-рим. культура. Существ. место занимала церк. музыка, утвердившаяся с распространением христианства. С 4 в. в ней проявились нар. влияния, возникли местные формы христ. богослужения, которые в 8-9 вв. вытеснились григорианской литургией (см. Григорианское пение), окончательно утвердившейся к 11 в. Очагами проф. духовной (отчасти и светской) муз. культуры были монастыри, при которых зачастую существовали певч. школы (метризы). В 9 в. складываются новые формы церк. музыки, в т. ч. секвенция (проза), тропы. В это же время возникла литургическая драма, к-рая постепенно обособилась от культа. В одногол. григорианский хорал проникли элементы многоголосия, которое было известно в нар. искусстве с древнейших времён. Первые образцы письменно зафиксиров. многоголосия - органума - относятся к 9 в. Наряду с культовой развивалась светская музыка, к-рая звучала в нар. быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов. Носителями нар. муз. традиций средневековья были гл. обр. бродячие музыканты - жонглёры, преследовавшиеся католич. церковью. В 12-13 вв. в среде жонглёров произошло социальное расслоение: одни стали менестрелями в рыцарских замках, другие - гор. музыкантами. В 11 -14 вв. в феод. замках на основе нар. музыки расцветает светское муз.-поэтич. искусство трубадуров и труверов, в творчестве которых разрабатывались пастурели, альбы, сирвенты. Их искусство способствовало развитию баллады, виреле, рондо и др. жанров и форм. В связи с ростом городов в кон. 12-13 вв. сложилось гор. муз. искусство. Среди его крупнейших мастеров - поэт и комп. Адам де ла Аль. В 12 в. одним из центров муз. культуры стал Париж - его университет и Певч. школа собора Нотр-Дам, с которой связаны деятельность дискантистов Леонина и Перотина, расцвет культового многоголосия (сер. 12 - нач. 14 вв.; см. Ars antiqua), появление кондукта, мотета. Во Ф. м. 14 в. возникло направление Ars nova, идеологом которого был Филипп де Витри (ему приписывается трактат "Ars nova", давший назв. направлению), одним из гл. представителей - Г. де Машо. В муз. культуре Франции 15-16 вв. ведущее положение заняли композиторы франко-фламандской школы (см. Нидерландская школа): Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. В эпоху франц. Возрождения (кон. 15 в., расцвет - сер. 16 в.) формируется нац. культура. Ярким проявлением этой эпохи явилась светская многогол. песня - шансон, среди мастеров которой - К. Жанекен. Возросла также роль инстр. музыки. В кон. 16 в. складывается орг. школа (Ж. Титлуз и др.). Значит. пласт во Ф. м. 16 в. - музыка гугенотов (гугенотская песня, псалмы), к-рая использована в произв. К. Гудимеля, К. Ле Жена. В 16 в. возросла роль музыки в обществ. жизни. Важными очагами муз. искусства были корол. двор (при дворе создавались капеллы, устраивались муз. празднества), церковь, аристократич. салоны, а также цеховые муз. объединения ремесленников. 17-18 вв. ознаменованы преобладанием светской музыки над духовной, начали развиваться опера и балет. В годы правления Людовика XIV большая роль отводилась придв. балету. В сер. 17 в. при дворе усилились итал. веяния (в Париже работали итал. композиторы и певцы). Первые опыты создания нац. оперы принадлежали музыканту Э. Жаке де ла Гер ("Триумф любви", 1654), комп. Р. Камберу и поэту П. Перрену ("Пастораль", 1659). В 1661 была осн. "Корол. академия танца" во главе с хореографом П. Бошаном, в 1671 открыт постоянный театр "Корол. академия музыки и танца" (см. Парижская опера). В 1672-87 театр возглавлял Ж. Б. Люлли - основоположник нац. оперной школы, родоначальник жанра лирической трагедии, а также разл. инстр. жанров. Среди композиторов кон. 17- 1-й пол. 18 вв., писавших для театра: М. А. Шарпантье (также автор первой франц. кантаты), А. Кампра, М. Р. Делаланд, А. К. Детуш. В 17 в. развивались разл. инстр. школы - лютневая (Д. Готье), клавесинная (Ж. Щамбоньер, Л. Куперен), виольная (гамбист М. Маре). Складывается жанр франц. инстр. сюиты. В 1-й пол. 18 в. наивысшего расцвета достигла программно-характеристич. клавесинная сюита; её мастерами были Ф. Куперен ("великий"), творчество которого - вершина Ф. м. периода классицизма, Ж. Дандриё, Ж. Ф. Рамо. Значит. вехой в формировании франц. скр. школы, к-рая развивалась в тесной связи с итальянской, явилось творчество Ж. М. Леклера Старшего. В 18 в. ведущим жанром остаётся опера. Творчество крупнейшего композитора 18 в. Рамо подготовило почву для оперной реформы К. В. Глюка (Рамо как муз. теоретик заложил основы учения о гармонии). В сер. 18 в. популярностью пользовались остросатирич. спектакли ярмарочного театра, в недрах которого созрел новый жанр - опера-комик. Её первый образец - пастораль "Деревенский колдун" Руссо (1752). Утверждению жанра способствовал приезд в Париж в 1752 итал. оперной труппы (см. "Война буффонов"), Деятели франц. Просвещения (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ф. М. Гримм и др.) поддерживали демократич. искусство "буффонистов". Комич. оперы писали также Ф. А. Филидор, итал. комп. Э. Р. Дуни. В творчестве П. А. Монсиньи она сближается с "серьёзной комедией". А. Э. М. Гретри, раздвинувший образно-художеств. сферу комич. оперы, внёс в неё черты лирич. поэтизации. Великая франц. революция вызвала изменения во всех областях муз. искусства, которое под воздействием творчества революц. масс приобрело гражданств.-демократич. характер. Особое значение отводилось массовым жанрам - песне ("Са ira", "Карманьола" и др.), гимну, маршу. Ярким образцом революц. песни Франции служит "Марсельеза", созданная К. Ж. Руже де Лилем (1792; с 1795, с перерывом, - Нац. гимн Франции). К массовым жанрам обратились Ф. Ж. Госсек (родоначальник ряда из них, а также франц. симфонии), Э. Мегюль, Ж. Ф. Лесюэр, Л. Керубини. Под влиянием революц. атмосферы возникли новые театр. жанры - апофеозы, агитац. спектакли. Особое развитие получила "опера спасения" (оперы Л. Керубини, А. М. Бертона, Ж. Ф. Лесюэра и др.). В годы революции в связи с особым значением воен.-духовой музыки был организован орк. Нац. гвардии (1789, основатель Б. Саррет). Преобразованиям подверглась и система муз. образования: открылась Муз. школа Нац. гвардии (1792), на базе которой и Корол. школы пения и декламации (осн. Госсеком, 1784) в 1793 был создан Нац. муз. институт (с 1795 -Парижская конс.). Крупнейший предст. эпохи героич. классицизма в скр. искусстве - Дж. Б. Виотти, оказавший влияние на формирование франц. скр. школы 19 в. Наиб. полно эстетич. взгляды, распространившиеся в годы правления Наполеона I (1799-1814, 1815) и в период Реставрации (1814-15, 1815-1830), отразились во внешне эффектном Оперном стиле Г. Спонтини. В борьбе с академич. искусством наполеоновской Империи складывалась франц. романтич. опера, занявшая господствующее положение в 1820 - 30-х гг. Романтич. фантастикой обогащается комич. опера (произв. Л. Буальдьё и др.). Дальнейшая романтизация комич. оперы вызвала усиление в ней лирич. начала: оперы Ф. Обера, Ф. Герольда, Ф. Галеви, А. Адана (последний позже утвердил также романтич. направление в балете). В эти же годы складывается жанр большой оперы на историко-патриотич. и героич. сюжеты. Среди её первых образцов - "Немая из Портичи" ("Фенелла") Обера (1828). Виднейший предст. этого жанра - Дж. Мейербер, мн. годы связанный с франц. культурой. Ярким выражением франц. муз. романтизма явилось творчество Г. Берлиоза - одного из крупнейших композиторов 19 в., создателя программного романтич. симфонизма (см. Программная музыка), новатора в области муз. формы и, прежде всего, инструментовки. С нач. 19 в. европ. известность приобрела франц. скрипичная, т. н. парижская, школа - П. Роде, П. М. Ф. Байо, Р. Крейцер; выдвинулась плеяда певцов, связанных с романтич. оперой, - Л. Даморо-Чинти, Д. Арто, А. Нурри, Ж. Л. Дюпре. Появились высокопроф. муз. коллективы, в т. ч. "Об-во концертов Парижской конс." (осн. в 1828 дир. Ф. А. Хабенеком). В годы правления Наполеона III (Вторая империя, 1852-70) во Франции возникли многочисл. театры лёгких жанров (ставились водевили, фарсы). Формируется новый театр. жанр - оперетта, среди создателей которой - Ж. Оффенбах, Ф. Эрве. В оперетте 1870-х гг. на первый план выдвинулось лирич. начало (произв. Ш. Лекока, Р. Планкета и др.). К 50-м гг. 19 в. во Ф. м. усилились реалистич. тенденции. В опере это проявилось в стремлении к изображению простых людей с их переживаниями. В кон. 1850-х - 60-х гг. складывается жанр лирической оперы, получивший наиб. совершенное воплощение в творчестве Ш. Гуно, а также Ж. Массне, А. Тома, Л. Делиба. В 1870-х гг. эти тенденции наметились и в жанре балета. Делиб расширил сферу лирико-психологич. выразительности традиц. балетных форм, достиг сквозного развития муз.-хореографич. действия. Углубление реалистич. принципов лирич. оперы связано с творчеством Ж. Бизе. Одной из вершин реализма в оперном искусстве явилась его "Кармен" (1874), сочетающая динамику симф. развития с традиц. формами франц. комич. оперы. В 1890-х гг. во франц. опере проявились веяния, аналогичные итал. веризму, которые в значит. степени связаны с лит. течением, возглавляемым Э. Золя; предст. натурализма в опере были А. Брюно, Г. Шарпантье. Во 2-й пол. 19 в. широкое распространение получила песенная традиция, представленная творчеством шансонье Г. Монтегюса и др. Мн. песни способствовали пробуждению классовой сознательности рабочих. Междунар. гимном революц. пролетариата стал "Интернационал" (слова написаны Э. Потье в 1871, музыка - П. Дегейтером в 1888). Идеи Парижской Коммуны нашли отражение в песнях, в движении за обновление и утверждение нац. традиций. Высокие художеств. результаты были достигнуты в симф., кам.-инстр. жанрах С. Франком, К. Сен-Сансом, В. д'Энди. Существен вклад во франц. муз. культуру кон. 19 - нач. 20 вв. комп. Э. Лало, Э. Шабрие, А. Дюпарка, Э. Шоссона. В последней трети 19 в. оживилась конц. жизнь. В 1861 на основе созданного в 1851 дир. Ж. Падлу "Об-ва молодых артистов консерватории" возникли "Нар. концерты классич. музыки" (существовали до 1884, возобновлены Падлу в 1886-87; с 1920 - "Ассоциация концертов Падлу"). В 1873 организовано конц. общество "Нац. концерты" во главе с дир. Э. Колонном (с 1874 - "Концерты Шатле", позднее - "Концерты Колонна"). В том же году по инициативе дир. Ш. Ламуре оси. "Об-во священной гармонии" (с 1881 - "Об-во новых концертов", с 1897 - "Концерты Л амуре"). Особая роль в пропаганде Ф. м. и отстаивании-нац. традиций принадлежала Национальному музыкальному обществу (осн. в 1871). Среди исполнителей 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.; певцы - С. Галли-Марье, Ж. Л. Лассаль, В. Морель; пианисты - А. Мармонтель, Л. Дьемер; органисты - Ш. М. Видор, С. Франк, Л. Вьерн. В кон. 80-х - 90-х гг. 19 в. во Ф. м. возникло новое течение, получившее распространение в 20 в., - импрессионизм, который нашёл наиб. полное выражение в музыке К. Дебюсси. В творчестве М. Равеля переплелись классицистские, романтические, импрессионистские (в поздних соч. также неоклассицистские) тенденции. Одной из вершин франц. симфонизма явилось его "Болеро" (1928). Импрессионистская манера письма была в известной мере свойственна П. Дюка, Наряду с импрессионизмом во Ф. м. на рубеже 19-20 вв. продолжали развиваться традиции Сен-Санса, Франка, хранителем которых выступил Г. Форе. Мн. франц. композиторы проявляли большой интерес к рус. музыке. Событием в муз. жизни Франции стали концерты рус. музыки во время Всемирной выставки в Париже (1889), Историч. рус. концерты, организованные С.П. Дягилевым (1907), и в особенности "Русские сезоны". В исторически сложный период кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. развернулось творчество А. Русселя, Ш. Кеклена, Ж. Роже-Дюкаса, Л. Обера, Ж. Г. Ропарца и др. В первые десятилетия 20 в. особое внимание привлекли к себе Э. Сати и Ж. Кокто, занявшие бунтарско-антибурж. позицию и выступившие за эстетику урбанизма. Под их эгидой возникло творч. содружество композиторов - "Шестёрка", в к-рую входили разные по творч. взглядам, но объединённые любовью к нац. традициям, стремлением к новизне и в то же время к простоте комп. Д. Мийо, А. Онеггер, Ф. Пуленк, Ж. Орик, Л. Дюрей, Ж. Тайфер. После разрыва с "Шестёркой" Сати сформировал новую группу молодых композиторов - т. н. Аркёйскун) школу, также не имевшую творч. единства (A. Coгe, Р. Дезормьер, М. Жакоб, А. Клике-Плейель). Крупнейшими предст. Ф. м. в сер. 20 в. были Онеггер, создавший яркие синтетич. оперно-ораториальные произв., и Мийо, писавший почти во всех муз. жанрах. В 30-х гг. 20 в. в творчестве некоторых франц. композиторов усилились модернистские тенденции. Вместе с тем мн. музыканты отстаивали реалистич. искусство. К движению Нар. фронта примкнули бывшие участники "Шестёрки" и др. муз. деятели. Своей музыкой они откликнулись на острые вопросы современности (ряд произв. Онеггера, Мийо, Дюрея, Кеклена, Орика). В 1935 создана Народная музыкальная федерация, в к-рую вошли прогрессивные деятели, в т. ч. А. Руссель, Ш. Кеклен, Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, А. Прюньер, А. Радиге, писатели Л. Арагон, Л. Муссинак. Возникло также новое творч. объединение - "Молодая Франция" (1935, манифест опубл. в 1936). Входившие в него комп. О. Месскаи, А. Жоливе, Даниель-Лесюр, И. Бодрие видели задачу в создании музыки, проникнутой гуманизмом, в возрождении нац. традиций. 2-я пол. 20 в. связана с деятельностью Мессиана - одного из крупнейших франц. композиторов. В эти же годы работают Ж. Франсе, А. Дютийё, Ж. Л. Мартине, М. Ландовски. Во Ф. м. 50-х гг. распространение получили додекафония, сериальность, электронная музыка, алеаторика и др. Среди предст. франц. муз. авангарда - П. Булез, широко применявший пуантилизм, сериальность, сонорику, Я. Ксенакис, обращавшийся также к пространственной музыке. В 1954 Булез организовал концерты новой музыки "Domaine musicale", ставшие центром франц. авангарда (в 1967-74 их возглавлял Ж. Ами), по его инициативе создан Ин-т исследований и координации муз.-акустич. проблем при Нац. центре искусств и культуры им. Ж. Помпиду (IRCAM, 1975). Нек-рые композиторы ведут поиски в сфере электронной и конкретной музыки (П. Шеффер, Б. Пармеджани и др.). Ряд композиторов стремится соединить новейшие средства муз. выразительности с нац. традициями (С. Ниг, Ж. Косма и др.). Существен вклад во Ф. м. 20 в. представителей муз.-исполнит. искусства: дирижёров - П. Монтё, А. Клюитенса, Ш. Брюка, И. Маркевича, Р. Дезормьера, Ж. Мартинона, Ш. Мюнша, Л. Форестье, П. Булеза, С. Бодо; пианистов - А. Корто, М. Лонг, Р. Казадезюса, И. Ната; скрипачей - Ж. Тибо, З. Франческатти, Ж. Неве; виолончелистов - М. Марешаля, П. Фурнье, П. Тортелье; певцов - Л. Понс, Р. Креспен, Д. Дюваля; шансонье - Э. Пиаф, Ж. Брассенса, Ш. Азнавура, М. Матьё, М. Шевалье, Дж. Дассена и др. Во мн. городах Франции (особенно с сер. 60-х гг.) были созданы оперные театры, симф. оркестры, муз.-уч. заведения. В Париже функционируют: театры - Парижская опера, Парижская оперная студия (создана в 1973 на основе театра "Опера комик"), Парижский муз. театр (1981); симф. оркестры - Нац. орк. Франции (1934), Нац. орк. Франц. радио и ТВ (1937), Парижский (1967), Новый филармонич. орк. Франц. радио (1976); многочисл. кам. оркестры и ансамбли; спец. муз.-уч. заведения - Парижская конс., "Схола канторум" (1894, открыта в 1896), "Эколь нормаль" (1919) в Париже, Амер. конс. в Фонтенбло (1918) и др. Важнейший муз. науч.-исследоват. центр - Ин-т музыковедения при Парижском университете. В 1977 создан Нац. союз композиторов. Париж - резиденция Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Во Франции проводятся: Междунар. конкурс пианистов и скрипачей им. М.Лонг-Ж. Тибо (организован в 1943 как национальный, с 1946 - международный), конкурс гитаристов (с 1959, с 1961 - международный, с 1964- конкурс гитары Франц. радио и ТВ), Междунар. конкурс вокалистов в Тулузе (с 1954), Междунар. конкурс молодых дирижёров в Безансоне (с 1951), Междунар. конкурс арфистов в Париже и др., а также многочисл. фестивали. Издают" муз. журналы, в т. ч. "Revue musicale" (с 1827), "Revue de musicologic" (с 1922), "Musique en jeu" (c 1970).
Комбарье Ж., Франц. музыка XVI в., пер. с франц., М., 1932; Тьерсо Ж., Песни и празднества Франц. революции, пер. с франц., М., 1933; его же, История нар. песни во Франции, пер. с франц., М., 1975; Иванов-Борецкий М. В., Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; Альшванг А., Франц. муз. импрессионизм, М., 1935; Франц. музыка второй пол. XIX в. Сб. переводных работ, вступит. ст. и ред. М. С. Друскина, М" 1938; Роллан Р., Собр. муз.-историч. соч., пер. с франц., т. 4-5, М., 1938; Грубер Р., История муз. культуры, т. 1, ч. 1-2, М.-Л., 1941; Шнеерсон Г., Музыка Франции, М., 1958; его же, Франц. музыка XX в., 2М., 1970; Хохловкина А., Зап.-европ. опера. Кон. XV11I - первая пол. XIX в. Очерки, М., 1962; Дюменнль Р., Совр. франц. композиторы группы "Шести", [пер. с франц.), Л., 1964; Муз. эстетика зап.-европ. средневековья и Возрождения, М., 1966; Нестьев И., На рубеже двух столетий, М., 1967; История европ. искусствознания, кн. 1 -Вторая пол. XIX в. - нач. XX в., М., 1969; Друскин М, О зап.-европ. музыке XX в., М., 1973; Муз. эстетика Франции XIX в., М., 1974; Филенко Г., Франц. музыка 1-й пол. XX в. Очерки, Л., 1983; её же, Композиторы Франции, в кн.: Музыка XX в. Очерки, ч. 2, кн. 4, М., 1914; Dumеsnil R., La musique contemporaine en France, v. 1-2, P., 1930,21949; его же, La musique romantique francaise, P., [19441; его же, La musique en France entre les deux guerres. 1919-1939, Geneve, 1946; Landormy P., La musique francaise, v. 1-3, P., 1943-44; La Laurencie L.de, Les createurs de l'ореrа francaise. P., 1975.
О. А. Ольгина.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь