на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФРИГИЙСКАЯ КАДЕНЦИЯ, фригийский каданс (нем. phrygischer SchluВ), - 1) особый вид заключит. каденции в музыке 17-18 вв.; остаточный элемент модального фригийского лада. Характеризуется поступенным движением баса от I ступени гармонич. минора к V (сходно с плагальным кадансом на V ступени): Корелли. Concerto grosso op. 6 № 3, Grave. (См. также 2-ю часть (такты 36-39) 1-го Бранденбургского концерта Баха.] В тональной системе гармонии Ф. к. приравнена к автентической каденции минора и наз. также фригийским оборотом натурального минора. К Ф. к. относят и гармонизацию нисходящего мелодич. хода от 1 ступени к 5 (по Н. А. Римскому-Корсакову, Ф. к. 1-го рода): 2) В сов. музыкознании Ф. к. иногда называют также особую последовательность в груз. музыке, основанную на противодвижении двух голосов к унисонному или октавному устою с ходом верх. голоса на полутон вниз: Мравал Жамиер".
Римский-Корсаков Н. А., Практич. учебник гармонии, 13М., 1924; Асланишвили Ш. С., Гармония в нар. хоровых песнях Картли и Кахети, М., 1978. М. В. Карасёва.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь