на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГАЙДН (Haydn) Йозеф (1732-1809) - австрийский композитор. Первонач. муз. образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740-49 пел в хоре собора св. Стефана в Вене, совершенствовался в игре на клавире, скр., органе. В 1753-56 работал аккомпаниатором у итальянский композитора и вок. педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции. В 1759-61 дирижёр капеллы у чеш. графа Морцина в имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симф.; в 1761-90 капельмейстер князей Эстерхази: до 1766 в Айзенштадте, затем в их резиденции (Эстерхаза), где создал большинство произв. Годы 1791-92 и 1794-95 Г. провёл в Лондоне. В 1792 в Вене учеником Г. был Л. Бетховен. Последние годы Г. жил в Вене. Почетный доктор Оксфордского университета (1791), чл. Швед. корол. муз. академии (1798), почётный гражданин г. Вена (1804), почётный чл. Муз. общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), Филармония, общества в Петербурге (1808). - предст. венской классической школы. Способствовал формированию классич. жанров (симфония, соната, концерт для инстр. с орк., квартет), форм (прежде всего сонатная форма и сонатно-симф. цикл), принципов развития (мотивно-тематич. разработка), состава оркестра (т. н. двойной). Сочинения Г. характеризуют оптимистич. тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористич. образов. Г. опирался на достижения австр., сев.-нем., итал., франц., чеш. мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы мн. дивертисменты и струн, трио, которые одноврем. явились основой для кристаллизации классич. жанра струн. квартета у Г. Творчество Г. отличает широта фольклорных связей (австр., нем., венг., слав., особенно хорв., влияния). Квартеты и симфонии 50-60-х гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам. В произв. нач. 70-х гг. заметны лирико-драм. тенденции, в чём сказались влияние К. Ф. Э. Баха и творч. близость Г. лит. течению "Буря и натиск" (Траурная симф., Прощальная симф., квартеты 1771-72 в др.). Переломными для его творчества явились т.н. Рус. квартеты (1781; посв. великому князю Павлу); в них оформился классич. инстр. стиль, который достиг расцвета в "Парижских" (1785-86) и "Лондонских" (1791-95) симф. К кон. 1790- нач. 1800-х гг. относятся лучшие вок.-симф. произв. Г., среди них - оратории "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801). В Рорау (близ Вены) в 1959 открыт музей Г. Оперы, в т. ч. зингшпиль Хромай бес (1753, Вена; под назв. Новый хромой бес - 1758, там же, не сохр.), оперы-сериа Ацис [и Галатеи] (1763, Айзенштадт), Армида (1784), оперы-буфф" Аптекарь (1768), Лунный пир (1777), Истинное постоянство (1779), героико-комич. опера Роланд-паладин. (1782, все - Эстерхаза); для солистов, хора и орк. - оратории, в т. ч. Семь слов спасителя на кресте (1796; первонач. - орк. пассивны, 1787), Сотворение мира (1798), Времена года (1801); мессы (14), вт. ч. Нельсон-месса (1798), Месса Терезия (1799), Harmoniemesse (1802); кантаты; 2 Те Deum; Stabat mater н др. духовные произв.; хор. произв., сольные кантаты и арии для голоса с орк. для орк.- св. 100 симф., в т. ч. № 6, Утро; № 7, Полдень; № 8, Вечер (все 1761), № 44, Траурная (1772), № 45, Прощальная (1772), № 48, Мария Терезия (1769), № 49, Страсть (1768), 6 Парижских симф. (1785-86), № 92, Оксфордская (1789), 12 Лондонских симф. (1791-95); увертюры; танцы, марши; концерты (св. 30) для одного или неск. инстр. с орх., в т. ч. для клавира, для скр., для влч.; для ансамбля инстр. - дивертисменты, струн. квартеты, в т. ч. 6 Солнечных (1772), 6 Русских (1781), 6 Прусских (1787); трио; дуэты; для фп. - в 2 руки: сонаты, пьесы, танцы; в 4 руки - пьесы; для голоса и голосов с фп., в т. ч. ок. 50 песен. Hoboken A. vоn, J. Haydn. Thematisch-bibUographischei Werkverzeicbnis, Bd 1-3, Mainz, 1957-78. 3. Haydn. Gesammelte Briefe und Aufzeichmingen, hnx. von D. Bartba, Kas. - [u. a.], 1965.
Рабинович А. С., Гайдн, Л., 21937; Кремлев Ю. А, Й. Гайдн. Очерк жизни и творчества, М., 1972; Новак Л., и. Гайдн. Жизнь, творчество, история, значение, [пер. с нем.], М., 1973; Роhl С. F, J. Haydn, Bd 1-3, В.- Lpz., 1875-1927; Sondheimer R., Haydn. A historical and psychological study based on his quartern, L., 1951; Landon H. C. R., The symphonies of J. Haydn, L., 1955, Suppl., 1961; Seeger H., J. Haydn, Lpz., 1961; The Haydn yearbook (Das Haydn Jahrbuch), v. 1 - 15, W.- la. o.l, 1962-84; Haydn-Studien, Bd 1-4, Koln-Munch., 1965-80; Barrett-Ayres R., J. Haydn and the string quartet, L., [1974]; Hodgson A., The music of J. Haydn: the symphonies, L., 1976; J. Haydn und die Literatur seiner Zeit, Eisenstadt, 1976; Geiringer К., Haydn: a creative life in music, Berk., 1982; J. Haydn; Berichte uber den Internationalen J. Haydn Kongrep, Munch., 1986. И. Л. Немировская.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь