на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГАМЕЛАН (яванск., предполож. от gamel - ударять, стучать) - набор муз. инструментов, тип оркестра и музицирования в традиц. индонезийской музыке (каравитан). Прототип Г.- набор бронзовых барабанов (3-1 вв. до н. э.). Наиб. древний Г. ( мунгган, Ява, 4 в.) состоял из 3 гонгов; многосоставным стал к 7-8 вв. Бытующий ныне Г. включает 10 видов инструментов, муж. вок. ансамбль, солирующий жен. голос. В инстр. состав Г. Центр. Явы (сложился к 14-15 вв.), считающийся классическим, входят: гонги - вертикально подвешенные (агент, кепмуль) и горизонтально стоящие (кенонг, кету к, кемпьянг); гонговые установки (бонанг ), металлофоны (гендер, саронг), ксилофоны (гамбанг), барабаны (кенданг и др.), флейты ( сулинг ), ребаб, цитра ( ситер ). Г. на о. Бали (под назв. "гонг") меньшего состава, без вокалистов, сопровождает обычно танец, отличается виртуозным исполнением. Существуют разл. локальные типы Г. Отличаются составом (от 10 до 80 инстр.), материалом инстр., своей функцией (сопровождение церемоний и ритуалов, театр. представлений, танцев, исполнение самостоят. композиций), строем (пелог и слендро), характером звучания ("громкий" и "мягкий" составы). В репертуар Г. входят сложные по структуре, развёрнутые композиции - гендинги. Руководит Г. обычно исполнитель на барабане. С 19 в. для композиций Г. используются разл. виды нотаций. В модернизации Г. (1950-е гг.) большую роль сыграли индонез. музыканты Ки Васитодипуро и Ки Нартосабдхо. С 1960-х гг. исполнит. традиция Г. появилась в США и некоторых странах Зап. Европы. Дж. Кейдж, Л. Харрисон и др. композиторы использовали принципы Г. в своих соч.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь