на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГЕМИОЛА (от греч. - полуторный) - полуторная пропорция ритмич. деления (2:3 или 3:2). В др.-греч. теории составляла один из родов рациональных соотношений длительностей - пеонический. Теория болт. нар. музыки трактует Г. как прибавление к счётной единице длительности, равной её половине, что образует "хромой ритм". Г. в зап.-европ. мензуральной нотации - сопоставление обоих видов ритмич. деления длительностей - на 3 (перфектное) и на 2 (имперфектное); записывалась цветными нотами в чёрной нотации, зачернёнными - в белой. Напр.: В тактовой системе термином "Г." обозначают 2-дольные мотивы в 3-дольных тактах; часто встречаются в скерцо, вальсах. Принцип Г. действует и в смеш. размерах - 5-, 7-, 11-дольниках. И. Глинка. "Вальс-фантазия".

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь