на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГЕРШВИН (Gershwin) Джордж (1898-1937) - американский композитор, пианист. Систематич. образования не получил. Ученик Р. Гольдмарка (гармония) и др. В муз. стиле Г. органически сочетаются черты импровизац. джаза, элементы афро-амер. фольклора, амер. эстр. музыки и разл. форм европ. музыки, в т. ч. фп. стиля Ф. Листа и С. В. Рахманинова (в "Рапсодии в блюзовых тонах"), франц. импрессионизма, веризма, балладной оперы. В муз.-сценич. соч. (опереттах, ревю, мюзиклах) нередко обращался к злободневным обществ.-политич. темам. Вершина творчества, охватывающего разл. муз. жанры, - опера "Порги и Бесс", первая нац. опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и муз. фольклор негр. народа. Драматургия оперы связана с реалистич. традициями амер. театра 20-30-х гг.; для нее характерно сочетание трагич. и жанрово-комедийного начала; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармонич. и ритмич. своеобразие спиричуэлс, лирич. блюзов, регтаймов. "Порги и Бесс" получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Опера Порги и Весс (1935, Нью-Йорк); оперетты и мюзиклы - Ла, ла, Люсиль (1919), Леди, будьте добры (1924), О кей! (1925), Розали (1927), Смешное лицо (1927), Пусть гремит оркестр (1923), Безумная (1930, пост. 1954), О тебе я пою (1932), Пусть они едят кекс (1933; все поставлены в Нью-Йорке); для орк. - симф: сюита Американец в Париже (1928), Кубинская увертюра (1932); для фп. с орк. - Рапсодия в блюзовых тонах (1924), 2-я рапсодия (1931), концерт (1925); 3 прелюдии для фп. (1926); песни (ок. 300); музыка к к.-ф.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь