на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГИМЕЛЬ (англ. gymel или gimel, от лат. gemellus - двойной, парный) - 1) одна из форм англ. органума или дисканта. В Г. нотируется лишь гл. голос (верхний), к которому во время исполнения присоединяется нижний, образующий с верхним параллельные терции, сексты и децимы (в отличие от франц. оргаиума, для которого типично движение параллельными квартами и квинтами). Г. начинается и заканчивается унисоном: Гимель. Из трактата Гильома-Монаха "De preceptis artis misicae" (ок. 1470). Для раннего Г. характерны также противоположное движение голосов, их перекрещивание. В позднем Г. (15 в.) интервальные соотношения голосов часто изменялись. Г, использовался в небольших литур-гич. композициях и частях месс. Известны 3-гол. Г., в которых к двум голосам обычного Г. прибавлялся контратенор. 2) В англ. многогол. музыке 15-16 вв. - разделение одного из голосов на два (в значении divisi), образующие друг с другом интервалы терции, сексты или децимы; Г. назывался и каждый из этих голосов. Отмена Г. обозначалась лат. словом semellus (один).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь