на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865-1936) - русский композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Республики (1922). Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Общался с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, П. И. Чайковским, С. И. Танеевым, В. В. Стасовым, под влиянием которых сформировались творч. принципы композитора. Участник Беляевского кружка. В 1885-1903 ежегодно награждался Глинкинскими пр. С 1888 выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 проф. Петерб. конс. В 1905 в знак протеста против реакц. действий дирекции ушёл из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества, с кон. 1905 директор консерватории. После Окт. рев-ции 1917 активно участвовал в строительстве сов. культуры, перестройке муз. образования, вёл обществ. муз.-просвет. работу. С 1917 ректор Петрогр. (Ленингр.) конс. В 1928 как чл. жюри Между нар. конкурса им. Ф. Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не смог возвратиться на родину. Умер в Париже (в 1972 прах Г. перевезён в Ленинград). Почётный вице-през. Рус. симф. общества в Великобритании (1906), почётный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907), почётный чл. Нац. академии "Санта-Чечилия" (1914), чл. Муз. академии в Стокгольме (1929). - один из крупнейших рус. композиторов кон. 19- нач. 20 вв. Продолжатель традиций "Могучей кучки" и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпич. и лирико-драм. ветви рус. музыки. В творч. наследии Г. одно из осн. мест принадлежит симф. музыке разных жанров. В ней нашли отражение героич. образы рус. эпоса, картины родной природы, рус. действительность, песенность слав. и вост. народов. Произв. Г. отличаются рельефностью муз. тем, полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонич. техники (применяя одноврем. звучание разл. тем, сочетание имитац. и вариац. развития). К числу лучших произв. Г. принадлежит также концерт для скр, с орк. (1904). Существен вклад Г. в кам.-инстр. музыку, а также в балетный жанр ("Раймонда", 1897, и др.). Следуя традициям Чайковского, Г. углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Г. принадлежат обработки рус., чеш., греч. гимнов и Песен. Завершил совм. с Римским-Корсаковым оперу "Князь Игорь", по памяти записал 1-ю часть 3-й симф. Бородина. Участвовал в подготовке к печати произв. М. И. Глинки. Оркестровал "Марсельезу" (1917), ряд произв. рус. и заруб. композиторов. Балеты (пост. в Петербурге) - Раймонда (1898), Барышня-служанка, или Испытание Дамиса (1900), Времена года (1900); для солистов, хора и орк. - Торжеств. кантата в память 100-летней годовщины А. С. Пушкина (1899), Здравица (сл. В. А. Жуковского, 1903), Эй, ухнем! (1905), Избранникам рус. народа (1906), Прелюдия-кантата к 50-летию Петерб. конс. (1912) и др.; для орк. - 8 симф. (1881 - 1906; 9-я не окончена, 1910), 7 сюит, в т. ч. Из средних веков (1902), 5 увертюр, в т. ч. 2 на греч. темы (1882, 1884), симф. поэма Стенька Разин (1885), Финская фантазия (1909) и др.; Рус. фантазия для Великорус. орк. (1906); концерты с орк. - 2 для фп. (1910, 1917), для скр. (1904), Concerto ballata для влч. (1931), для саксофона (1931) и др.; кам.-инстр. ансамбли - 7 струн. квартетоа (1882-1930), квартет для 4 саксофонов (1932) и др.; для фп. в 2 руки, в т. ч. Большой конц. вальс (1891); Фантазия для 2 фп. (1920); соч. для органа; романсы и песни на сл. А. С. Пушкина, А. Н. Майкова а др.; для хора а сарреlla - Гимн Пушкину (1899), Вниз по матушке по Волге (1921); музыка к спектаклям драм. театра.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь