на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГЛАРЕАН, Глареанус (Glareanus) (наст. имя и фам. Генрих Лорис, Loris, Loritus, Loriti) (1488-1563) - швейцарский ученый-гуманист, поэт, муз. теоретик. Работал в Базеле, Париже; с 1529 проф. поэтики во Фрайбургском университете. Был дружен с Эразмом Роттердамским. Среда трудов Г. (всего ок. 20, в т. ч. "Isagoge in musicen" - "Введение в музыку", Базель, 1516) наиб. знаменит трактат "Додекахорд" (букв. - "Двенадцатиструнних", 1519-39, изд. в Базеле в 1547, факс. изд. - Hildesheim - N. Y., 1969), в котором он разрабатывал вопросы консонанса и диссонанса, сольмизации, ритмики и нотации. Гл. содержание трактата - теория 12 ладов. Ссылаясь на труды др.-греч. муз. теоретиков и опираясь на свойства диатонич. звукоряда, Г. добавил к традиц. 8 церковным ладам ещё 2 пары - ионийский и эолийский с их плагальными разновидностями. Новая систематика ладов закрепилась в муз. теории (у Дж. Царлино и др.), оказала влияние на инстр. творчество композиторов позднего Возрождения (К. Меруло, Аннибале Падовано, А. и Дж. Габриели писали токкаты и ричеркары во всех 12 ладах).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь