на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГЛАС (греч.) - осн. структурная единица ладово-мелодич. системы визаит. и др.-рус. церк. музыки - осмогласия. Имеет аналогии в виде модальных систем (см. Модальность) зап.-европ. (см. Модус, 1), арм. музыки, а также др. региональных разновидностей ср.-вех. монодии. Поэтич. тексты песнопений распевались в соответствии с ладово-мелодич. закономерностями одного из 8 Г. (некоторые тексты - во всех 8 Г.). Среди сохранившихся образцов есть песнопения, в рамках которых совершается переход от одного Г. к другому. В связи с отсутствием достоверных расшифровок песнопений т. н. допометного периода (см. Пометы) сущность др.-рус. Г. поныне остаётся не вполне ясной. Часть рус. исследователей дореволюц. периода (напр., Д. В. Разумовский) рассматривала Г. в качестве ладового звукоряда определ. структуры со своим господствующим и конечным тонами, как в григорианской системе 8 тонов (см. Псалмодия), не связывая его с конкретным мелодич. наполнением песнопений - полевками, лицами, фитами. Другие учёные (В. М. Металлов, М. В. Бражников, отчасти Н. Д. Успенский) определяли Г. как сумму попевок, не учитывая при этом подчинённость мелодич. формул общим ладовым закономерностям. Совр. исследования показывают, что первоначальное ладовое содержание Г., в соответствии с др.-рус. теоретич. руководствами (см. Азбука музыкальная), определялось строкой (1).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь