на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-57) - русский композитор. Первые муз. впечатления Г. связаны с нар. песней. Ещё в детстве приобщился к проф. музыке (слушал концерты крепостного орк., зачастую сам участвовал в них). Юные годы Г. прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Гл. пед. институте (1818-22), где его педагогами были известные прогрессивно мыслящие учёные, а воспитателем - В. К. Кюхельбекер. Г. брал урока игры на фп. у Дж. Филда и Ш. Майера. В 20-х гг. был популярен в муз. кругах как пианист, певец. К этому же времени относятся первые соч. Г. (кам.-инстр., орк., фп., вок. произв.). Особенно ярко дарование Г. проявилось в жанре романса ("Не искушай", "Бедный певец" и др.). Общение с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетич. взглядов и творч. принципов композитора, В 1830-34 Г. путешествовал по Италии, Австрии, Германии (в Берлине занимался теорией композиции под рук. З. Дена), где познакомился с муз. жизнью крупнейших европ. центров, изучал искусство бельканто, создал ряд произв. Зрелый период творчества композитора открывает опера "Жизнь за царя" (1836). Ок. 6 лет Г. работал над 2-й оперой - "Руслан и Людмила" (1842). Произв. высокого мастерства создавались им и в др. жанрах: романсы "Я помню чудное мгновенье", "Сомнение", вок. цикл "Прощание с Петербургом"; "Вальс-фантазия" (написан для фп. в 1839, орк. ред. 1856), музыка к трагедии "Князь Холмский" Н. В. Кукольника (1840) и др. В 1837-39 Г. служил капельмейстером петерб. Придв. певч. капеллы. Значителен вклад Г. в развитие рус. хор. культуры. Большое внимание он уделял искусству пения (как исполнитель и педагог): занимался с певцами, в т. ч. с С. С. Гулак-Артемовским, позднее с Д. М. Леоновой; его советами пользовались О. А. Петров и А. Я. Петрова (первые исп. ролей Сусанина и Вани). В 1844-47 находился во Франции и Испании. Под впечатлением этой поездки созданы "испан. увертюры" - "Арагонская хота" (1845) и "Ночь в Мадриде" (1848, 2-я ред. 1851). В 1848 в Варшаве написано "рус. скерцо" для орк. - "Камаринская". В 50-х гг. вокруг Г. объединилась группа единомышленников, пропагандистов его искусства, в числе которых А. Н. Серов, В. В. Стасов, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев. В эти годы возникли замыслы симф. "Тарас Бульба", оперы "Двумужница" (не осуществлены). Задумав создать оригинальную систему рус. контрапункта, Г., живя в 1856 в Берлине, углублённо изучал полифонию старых мастерен и одноврем. мелодии знаменного распева, в которых он видел основ; рус. полифонии. Эта идеи Г. были впоследствии развиты рус. комн. С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым и др. Творчество Г. - свидетельство могучего подъёма нац. культуры. В истории рус. музыки Г., подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового историч. периода: его произв. определили обще-нац. и мировое значение рус. муз. культуры. Творчество Г. глубоко национально: оно выросло на почве рус. нар. песенности, впитало традиции др.-рус. хор. искусства, по-новому в нём претворились достижения рус. комп. школы 18- нач. 19 вв. Родоначальник рус. муз. классики, Г. определил новое понимание народности в музыке. Обобщив характерные черты рус. нар. муз. творчества, он открыл в своих операх и симф. произв. мир вар. героики, былинного эпоса, нар. сказки. Г. уделял внимание не только гор. фольклору (как его старшие современники А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилёв и др.), но и старинной крестьянской песне, использовав в соч. старинные лады, особенности голосоведения и ритма нар. музыка. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой зап.-европ. муз. культурой. Г. впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В. А. Моцарта и Л. Бетховена, был в курсе достижений романтиков разл. европ. нац. школ. Определяющими для эстетики Г. явились передовые художеств. тенденции рус. реалистич. иск-м пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип "поэзии действительности", сочетания правды и красоты. В творчестве Г. представлены почти все осн. муз. жанры, и прежде всего опера. "Жизнь за царя" и "Руслан н Людмила" открыли классич. период в рус. опере и положили начало её осн. направлениям: нар. муз. драме н опере-сказке, опере-былине. Новаторство Г. проявилось и в области муз. драматургии: впервые в рус. музыке он нашел метод целостного симф. развития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. Общими для обеих опер являются их героико-патриотич. направленность, широкий эпич. склад, монументальность хор. сцен. Ведущая роль в драматургии "Жизнь за царя" принадлежит народу. В образе Сусанина Г. воплотил лучшие качества рус. нар. характера, придал ему реалистич. жизненные черты, В вок. партии Сусанина он создал новый тип рус. ариозно-распевного речитатива, получившего впоследствии развитие в операх рус. композиторов. В опере "Руслан в Людмила", переосмыслив содержание шутливой иронич. поэмы Пушкина, взятой в основу либр., Г. усилил эпич. черты, выдвинул на первый план величавые образы легендарной Киевской Руси. Сценич. действие подчинено принципам былинных повествований. Типичный для драматургии "Жизнь за царя" метод конфликтного развития в "Руслане и Людмиле" уступает место картинным сопоставлениям, замкнутым формам вок.-симф. сцен. Впервые у Г. получил яркое воплощение мир Востока (отсюда ведёт начало ориентализм в рус. классич. опере), показанный в тесной связи с рус., слав. тематикой. Опера "Руслан и Людмила" - прямая предшественница рус. эпич. опер, она прокладывает путь к образному миру соч. Бородина и Римского-Корсакова. Симф. произв. Г. определили дальнейшее развитие рус. симф. музыки. В "Камаринской" Г. раскрыл специфич. особенности нац. муз. мышления, синтезировал богатство нар. музыки и высокого проф. мастерства. Продолжение у рус. композиторов-классиков получили традиции "испан. увертюр" (от них - путь к жанровому симфонизму "кучкистов"), "Вальса-фантазии" (его лирич. образы родственны балетной музыке и симф. вальсам Чайковского). Велик вклад Г. в жанр романса. В вок. лирике он впервые достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтич. текста. Г. принадлежат мемуары ("Записки", 1854-55, опубл. в журн. "Рус. старина", 1870, т. 1-2). А.Н. Серов записал его "Заметки об инструментовке" (впервые опубл. в "Муз. и театр. вестнике", 1856, № 2, 6). Творчество Г. дало могучий толчок развитию нац. муз. культуры. Его традиции нашли претворение и в сов. музыке, оказали влияние на формирование разл. нац. композиторских школ СССР. С 1960 проводится Всес. конкурс им. Глинки. Оперы - Жизнь за царя (1836, Петербург; под назв. Иван Сусанин, с текстом С. М. Городецкого, 1939, Москва), Руслан и Людмила (1842, Петербург); для орк. - 2 увертюры (1822-26), симф. (1824, не окончена), симф. на 2 рус. темы (1834, закончена " инструментована по наброскам автора В. Я. Шебалиным, 1937, изд. 1948), 2 испан. увертюры - Арагонская хота (Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты, 1845) и Ночь в Мадриде (Воспоминание олетней ночи в Мадриде, 1851; в 1-й ред.- Воспоминание о Кастилии, 1848), Вальс-фантазия (первонач. для фп., 1839; орк. ред. 1845; последняя ред. 1856), Камаринская (Скерцо. На тему рус. плясовой песни, 1848), Польский (Торжественный полонез, 1855); кам.-инстр. ансамбли - соната для фп. и альта или скр. (1828, не окончена, завершена В. В. Борисовским, 1931), 2 струн. квартета (1824-30), Патетическое трио (для фп., кл. и фаг., 1832), Большой секстет (для фп., 2 скр., альта, влч., к-6аса, 1832); для голоса с фп. - 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов Прощание с Петербургом (сл. Н. В. Кукольника, 1840), романсы на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского и др.; вок. ансамбли и хоры; вок. упражнения в этюды, в т. ч. Упражнения... (для О. А. Петрова, 1836); музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. к трагедии "Князь Холмский" Кукольника (1840; конц. исп. 1841, вост. 1841, Петербург), куплеты Джона... "Теперь вот буду я жениться" (к водевилю "Купленный выстрел" Бойкова, 1856); инструментовка собств. произв., а также произв. др. авторов. Полн. собр. соч. [муз.], т. 1-18, М., 1955-69.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь