на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГОКЕТ (hoketus, hoquetus, hochetus - латинизиров. формы франц. hoquet - икота; итал. ochetto; англ, hocket, hoquet) - тип полифонич. техники композиции. Термин "Г." обозначает также способ ритмич. орнаментирования голосов ср.-век. мотета, манеру исполнения, вид искусства импровизации, название отд. муз. пьес зап.-европ. средневековья и раннего Возрождения. Гл. особенность Г.- рассечение мелодич. линии на отд. звуки или группы звуков и распределение их по разным голосам (партиям), отчего исполнение становится как бы заикающимся (отсюда назв.). Нач. формы гокетирования встречаются в муз. культурах Азии и Африки, в частности стран Бл. Востока, откуда Г. перешёл в музыку Зап. Европы. Наиб. полный свод правил соч. Г. дал Й. де Грохео в трактате "De Musica" (ок. 1300). У теоретиков Ars nova (Иоанн де Мурис, Псевдо-Симон Тунстед и др.) гокетной наз. любая муз. композиция, в которой происходило "рассечение" голосов. Расцвет Г. в зап.-европ. музыке наступил в 14 в., оказав сильное влияние на изоритмич. мотет и песенные формы. Начиная с 15 в. Г. исчезает из муз. практики. Иск-во гокетирования возродилось в музыке 20 в., особенно в связи с развитием серийной техники и пуантилизма (А. Веберн).
Кудряшов Ю., Гокет в музыке ср. веков, в сб.: Проблемы муз. науки, в. 3, М., 1975; Sander" В. Н., Medieval hocket in practice and theory, "MQ", 1974. № 60., Ю. В. Кудряшов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь