на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ (лат. cantui gregorianus; англ. gregorian chant; франц. chant gregorien; нем. gregorianischer Gesang; "тал. canto gregoriano), григорианский хорал, - традиц, литургич. пенис римско-католич. церкви. Термин "Г. п." происходит от имени Григория I Великого (папа Римский а 590-604), которому ср.-век. традиция приписывала авторство большинства песнопений рим. литургии. Реально роль Григория заключалась, по-видимому, лишь в составлении литургич. книг, в частности Антифонария. В осн. чертах Г. о. сложилось на территории совр. Франции, Юж. Германии. Швейцарии и Сев. Италии в 8-9 вв. (в результате отбора, переработки и унификации разл. богослужебных напевов). В Г. п. синтезированы древнейшие интонац. формулы вост.-средиммноморских муз. культур, элементы византийского, галликанского, амвросианскоео пения, фольклор герм. и кельтских племен. К 12-13 вв. оно утвердилось от Британских о-вов до зап.-слав. стран (Польша, Чехия). Существует неск. диалектов мелодики Г. п. Языковая основа Г. п. - латынь; отд. песнопения пелись на греч. яз., а в Хорватии и Чехии допускался также старослав. язык. Тексты брались в осн. из Библии. п. монодийно (см. Монодия), хотя в дальнейшем григорианский хорал явился основой ранних форм европ. многоголосия (оржнума, дисканта). Песнопения подразделяются на силлабич. (1-2 тона на слог текста), невматич. (от 2 до 4-5 тонов на слог) и мелизматические (неогранич.). К первому типу относятся речитативные возгласы, ясалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму - преим. интроиты, коммунио и б. Ч. песнопений ординария мессы, к третьему - респонсории (см. также Градуал), трактусы, аллилуйи, Kyrie eleiaon и др. В исполнении постоянно сочетаются пение солиста или группы солистов (лат. achola) и хор. пение. Ладово-интонац. основой являются 8 модусов, называемых также церковными ладами. Самые ранние рукописи Г. п. (кон. I в.) содержат только тексты. В 9 в. появились первые записи музыки. В некоторых рукописях 10- 11 вв. зафиксированы интервалы менее полутона. Ритмика древнейшего Г. п. основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей; особая роль принадлежит тончайшим ритмич. нюансам (небольшое удлинение или уменьшение длительностей, лёгкие акценты внутри групп из кратких звуков и т. д.). Г. п. записывалось при помощи безлинейной невменной нотации (см. Невмы), на основе которой в 12 в. возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразило ряд изменений, происшедших а Г. п., - диатонизацию мелоса, сведение ритмики к последованию равных длительностей (лат. сапtus planus - ровное пение). В атом виде Г. п. сохранялось в эпоху Возрождения, барокко и в 18-19 вв., служило тематич. н конструктивной основой многогол. музыки (см. Canlus firtnus). В песнопениях появились мелодич. обороты, существенно отличающиеся от первонач. форм. Реконструкция аутентичных мелодий Г. п. началась во 2-й пол. 19 в. усилиями франц. учёных-бенедиктинцев и привела к появлению т. н. Ватиканских изданий Градуала, Антифонария и др. певч. книг. К Г. п. примыкают также памятники ср.-век. лат. гимнографии - тропы, секвенции, строфич. гимны оффиция, versus и др. Ape1 W., GreforhM chant, Bloominfton, 1958; Wagner P., Einfuhrung in diegregorianttehen Malodien.Tll-3, Lpb, 1911-21, переизд. - Hildeiheim, 1962; Joniпая J. A, Miuaruia aollemnia, Bd 1-2, 'Freiburg - Basel - W., 1963. В. Г. Карцовних.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Г..

ФРИГИЙСКАЯ КАДЕНЦИЯ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ БАС

ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО

ЧЕРНОГОРСКАЯ МУЗЫКА

ЧЕХОСЛОВАКИИ МУЗЫКА

ШНИДЕР ФОН ВАРТЕНЗЕ

ЮЖНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16