на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГРУЗИНСКАЯ МУЗЫКА. Ранние сведения о вок. и инстр. нар. Г. м. относятся к 8 в. до н. э. Для груз. нар. песен характерно многоголосие. Фольклор отличается разнообразием диалектов (хевсурский, тушинский, пшавский, картлийский, кахетинский, сванский, мегрельский, имеретинский, гурийский, аджарский и др.). Широко распространена традиция 3-гол. муж. пения (2 солиста и хоровая басовая унисонная партия), а также 4-голосного. Среди самобытных черт нар. многоголосия - движение голосов параллельными квартами, квинтами, трезвучиями (б. ч. мажорными), возникновение по вертикали аккордов нетерцового склада и диссонирующих сочетаний. Встречается также сольное одногол. пение, в ряде случаев с инстр. сопр. (в т. ч. творчество певцов-сказителей мествире). Бытуют трудовые, обрядовые, застольные, плясовые и др. песни. Г. м. осн. на диатоиич. ладах. Вок. и инстр. музыке свойственна переменная метрика; партиям солистов присуща сложная ритмич. структура, часто употребляются синкопы, триоли, септоли и т. д. Мелодии песен преим. нисходящие, обогащены мелизмами; встречается глиссандирование. Среди инструментов: струнно-смычковые - чианури. чунири; струнно-щипковые - чанги, чонгури, пандури; духовые - соинари, саламури, най. чибони, ствири; ударные - доли, таблаки. Гор. муз. фольклор (17-19 вв.) включает: одногол., мелодически развитые, с элементами импровизации, вок. произв. с инстр. сопр. (т. н. песни старого Тбилиси), сложившиеся в результате взаимодействия муз.-поэтич. творчества мгосаяи (поэт-певец) и вост. ашугской традиции (см. Ашуг); 3-гол. песни с гитарным сопр. - синтез элементов груз. хор. многоголосия и рус. и зап.-европ. музыки 19 в.; рабочие революц. песни. После принятия христианства (337) начинает формироваться груз. церк. музыка, испытавшая сильное влияние нац. муз. фольклора. Значит. вклад в развитие Г. м. внесён монахом и музыкантом М. Модрекили (10 в.), философом Иоанэ Петрици (11 - 12 вв.), писателем и ученым Сулханом Саба Орбелиани (2-я пол. 17 - нач. 18 вв.) и др. Грузинская народная историко-героическая песня. Хоруми (воинственный танец). После присоединения Грузии к России (1-я пол. 19 в.) устанавливаются постоянные связи с рус. и зап.-европ. муз. культурой. В Тбилиси были созданы: оперный театр (1851), а котором выступали итал. и рус. (с 1880) оперные труппы (ныне Грузинский театр оперы и Лалета); муз. школа Кавказского муз. общества (1871); муз. классы под рук. X. И. Саванелии А. И. Мизандари (1873, с 1876 - школа, с 1886 - уч-ще, с 1917 - конс.); Тифлисское отд. РМО (1883) во главе с М. М. Ипполитовым-Ивановым. Возникает интерес общественности к нац. культуре. Начиная с 1870-х гг. собираются и публикуются груз. нар. песни (А. С. Бенашвили, 3. И. Чхиквадзе, И. Г. Каргаретели. 3. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили и др.). В изучении груз. муз. фольклора, в составлении сборников нар. песен принимали участие и рус. музыканты X. А. Гроздов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Н. Корещенко, Н. С. Кленовский. Пропаганде нар. творчества способствовал груз. этнографич. хор Л. Агниашвили (осн. 1885). Груз. филармония, общество (осн. 1905) осуществило пост, на груз. яз. ряда опер рус. и зап.-европ. композиторов. Знакомство общественности с рус. и зап.-европ. искусствой способствовало организации груз. оперной студии (1919), созданию нац. оперного репертуара, освоению груз. композиторами др. муз. жанров. Были поставлены нац. оперы "Тамара Коварная" М. А. Баланчивадзе (в отрывках, 1897, полностью в 1926), "Кристине" Гогниашвили (1918). "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили. одно из значит. нац. произв. - "Абесалом и Этери" Палиашвили, "Кето и Котэ" Долидзе (первая нац. комич. опера; все - 1919). Среди первых симф. произв. - симф. картина "Гимн Ормузду" Аракишвили (1911). Первые груз. романсы принадлежат М. А. Баланчивадэе, И. Г. Каргаретели, Д. И. Аракишвили. Классиком хор. жанра является Н. П. Сулханишвили. С кон. 1880-х гг. в Грузии и России развёртывается конц. деятельность груз, исполнителей. В их числе - А. И. Мизандари (фп.), А. Н. Карашвили (скр.), И. Ф. Сараджишвили (алч.), певцы М. Нанобашвили, П. Какабадзе, Ф. И. Коридзе, К. Гурамишвили, В. Сараджишвили, М. Дзнеладзе, дирижёр И. П. Палиашвили. Установление Сов. власти в Грузии (1921 ) способствовало подъёму нац. муз. культуры. В Тбилиси создана 2-я конс. (1922; в 1424 объединена с 1-й). Организуются новые муз. коллективы - струн. оркестр при Об-ве молодых груз. музыкантов (создано в 1422). симф. оркестр и струн. квартет (1924) и др. В 1934 открыт театр муз. комедии. Значит. развитие получает в творчестве груз. композиторов опера. Особая роль в ее становлении принадлежит З. П. Палиашвили, произв. которого "Даней" (1923) и "Абесалом и Этерн" являются вершинами грузинской музыки. К оперной классике принадлежит также 2-я ред. оперы "Тамара Коварная" (1926; 3-я ред. 1936, под назв. "Дареджан Коварная") М. А. Баланчивадзе. В этом жанре созданы многочисл. сочинения: "Лейла" (1922) и "Цисана" (1929) Долндзе, "Жизнь - радость" ("Динара", 1926) Аракишвили, "Депутат" Ш. М. Тактакишвили (1939), "Родина" Туския (1939), "Разбойник Како" Андриашвили (1940), "Ладо Кецховели" Г. В. Киладзе (1941), "Маленький кахетинец" Гокиели (1943), "Мать и сын" А. Д. Мачавариани (1944), "Баши-Ачуки" Кереселидзе (1946), "Сказание о Тариэле" Мшвелидэе (по Ш. Руставели, 1945). События Великой Отечеств. войны 1941 - 45 отразились в опере "Призыв гор" Д. А. Торадзе (первой груз. соч. на воен. тему, 1946). В послевоен. период созданы "Мзих" А. М. Баланчивадэе (1949), "Марине" А. В. Шаверзашвили (1954), "Невеста Севера" Д. А. Торадзе (1957), "Десница великого мастер" Мшвелидэе (1960), "М индия" (1960), "Три новеллы" (1967; 2-я ред. под назв. "Три жизни", 1972), "Похищение луны" (1976) О. В. Тактакишвили, "Лела" Лагидзе (1974), "И был год восьмой" Квернадзе (1982), "Музыка для живых" Квнчели (1983). Среди детских опер: "Непрошенные гости" Букия (1949), "Красная шапочка" (1958) и "Хрустальный башмачок" (1965) Гокиели, "Каджана" (1965) и "Нацаркекия" (1972) Давиташвили. Первые соч. в балетном жанре были написаны в 20-х гг. Значит. вехой в истории его развития в Сов. Грузии стал балет "Сердце гор" А. М. Баланчивадзе (1938; 1-я ред. под назв. "Юноша-солнце", 1936). Среди др. балетов: "Малтаква" Ш. М. Тактакишвили (1937), "Свет" Г.В.Киладэс (1946), "Горда" (1949) н "За мир" (посв. победе сов. на рода в войне, 1953) Д. А. Торадэе, "Хореографич. новеллы" Квернадзе (1964). В ряде балетов воплощены произв. мировой лит-ры: "Отелло" Мачавариани (по У. Шекспиру, 1957), ставший этапным в развитии груз. сов. балета; "Демон" Цинцадзе (по М.Ю.Лермонтову, 1958), "Мцыри" А. М. Баланчивадзе (по Лермонтову, 1961), "Гамлет" Габичвадзе (по У. Шекспиру, 1971), "Витязь в тигровой шкуре" А. Д. Мачавариани (1973), "Риварес" Цинцадзе (1982). На формирование груз. оперетты оказали влияние нац. комедийные спектакли драм. театров 2-й пол. 19 в., а также комич. опера "Кето и Котэ" Долидзе. Первая сов. груз. оперетта "Хаджарати" создана В. Г. Куртиди в 1939. Среди композиторов, внёсших большой вклад I развитие этого жанра, - Г. Г. Цабадзе ("Великолепная тройка", 1962; "Мой безумный брат", 1965; "Свадьба Курки", 1968; "Мелодии снежных гор", 1971, и др.), Ш. Е. Милорава ("Песня о Тбилиси", 1958, и др.). В. Ш. Азарашвили, Ш. И. Аэмаипарашвили, Р. К. Габнчвадзе, Н. И. Гудиашвили, Ш. Е. Джоджуа, Г. А. Канчели ("Ханума", 1968), Б. А. Квернадзе, А. П. Кереселидзе, Р. И. Лагидэе, В. Г. Цагарейшвили, С. Ф. Цинцадзе, А. И. Чимакадзе, Л. М. Яшвили. В 70-х гг. получает развитие жанр мюзикла; стали популярны киномюзиклы "Мелодии Верийского квартала" Цабадзе (1974), "Маленький переполох" Н. К. Габуния (1978) и др., а также рок-опера "Альтернатива" Барданашвили (1477). В кантатно-ораториальном жанре груз. композиторы обращаются к совр. и историч. тематике. Создание первых кантат, близких традициям нар. хор. культуры, было приурочено к 10-летию Окт. революции 1917 - "Торжественная кантата" З. П. Палиашвили, и ко дню открытия 1-й груз. гидроэлектростанции - "Слава ЗАГЕСу" М. А. Баланчивадзе (обе - 1927). Среди др. кантат: "Сердце Картли" Чимакадзе (1952), "Гурийские песни" (1971), "Картлийские напевы" (1983) О. В. Тактакишвили, "Светлая печаль" Канчели (1985). Хоровые парафразы "Песни старого Тбилиси" написаны Кечакмадзе (1975). Среди ораторий: "Кавкасиони" Мшвелидзе (1949), "День моей Родины" Л. Д. Мачавариани (1954), "Слава Октябрю" Шаверэашвили (1959), "О чём поёт Кура" Гордели (1961), "По следам Руставели" (1964) и "Николоз Бараташвили" (1970) О. В. Тактакишвили, "Родина моя" Насидзе (1967), "Бессмертие" Цинцадзе (1969). "Пиросмани" Сванидзе (1470). С кон. 30-х гг. симф. жанр становится одним из ведущих в Г. м. Значит. роль в его развитии принадлежит Ш. М. Мшвелидзе (симф. поэмы "Звиадаури", 1940, и "Миндия", 1950; 6 симф., 1943-81), А. М. Баланчивадзе (4 симф., 1944-84; 3-й концерт для фп. с орк., 1952) и др. Достижениями в этом жанре стали также произв. А. Д. Мачавариани (4 симф., 1947-83; концерты с орк, в т. ч.: для фп, 1944; для скр., 1949), О. В. Тактакишвили (2 симф., 1949-53; концерты с орк., в т. ч. 4 для фп., 1951-83, 2 для скр., 1976-85, для влч., 1977), Р. К. Габичвадэе (1-я симф., 1963, 3-я - 1972, и др.), Ф. П. Глонти (6-я симф., 1979; 10-я -1987; концерты с орк. для фп., 1983, для влч., 1980), С И. Насидэе (7 симф., 1957-81; концерты для инстр. с орк.), Д. А. Торадзе (2-я симф., 1968; концерт для фп. с орк., 1982, и др.), Г. А. Канчели (7 симф., 1967-86), С. Ф. Цинцадзе (5 симф., 1952-85; концерт для влч. с орк., 1964), А. В. Шаверзашвили ("Кам. симфония", 1976), В. Ш. Азарашвили (концерт для влч. с кам. орк., 1969), Ш. Г. Давидова (3 концерта для кларнета с орк., 1968-81), а также Г. В. Киладзе ("Груз. сюита", 1925), А. А. Квернадзе, Н. Л. Мамисэшвили, Н. К. Габуния, Г. Ш. Джапаридзе, Г. Ф. Цинцишвили, Г. З. Чландзе. Основоположниками кам.-инстр. жанра в Грузии явились Ш. М. Тактакишвили (струн. квартеты и влч. пьесы), А. М. Баланчивадзе (фп. пьесы), И. И. Туския (соч. для скр. и струн. квартета). Значит. вклад в его формирование внёс С. Ф. Цинцадзе (11 струн. квартетов, 1947 -1987; 24 прелюдии для фп.; 24 прелюдии для скр.; 24 прелюдии для влч.). В области кам. музыки работали В. Ш. Азарашвили, Т. Л. Бакрадзе.Т. Ф. Бакурадзе, И. Ю. Барданашвили, Н. М. Вацадзе, Р, К. Габичвадзе, Н. К. Габуния, О. М. Гордели, Н. И. Гудиашвили, Р. Д. Кажилоти, Р. Г. Карухнишвили, Б. А. Квернадзе, Р. И. Лагидэе, Э. В. Ломдаридзе, Н. Л. Мамисашвили, А. Д. Мачавариани, С. И. Насидэе, А. В. и Л. В. Шаверзашвили. К жанру романса обращались комп. Габнчвадзе, Лагндэе, А. Д. Мачавариани, Чимакадзе и др. Песни написаны В. Ш. Азарашвили, А. М. Баланчивадзе, А. А. Баскаковым, М. Т. Берикашвили, Я. В. Бобохидзе, А. И. Букия, Р. К. Габичвадзе, М. Ш. Давиташвили, Г. А. Канчели, А. П. Кереселидзе, Г. В. Киладзе, Р. И. Лагидзе, А. П. Мирианашвили, Ш. М. Мшвелидзе, Г. Г. Сихарулидзе, О. В. Тактакишвили, О. Л. Тевдорадзе, И. И. Туския, В. Г. Цагарейшвили, С. Ф. Цинцадэе, Г. З. Члаидзе и др. Произв. эстр. жанра, музыка к спектаклям драм, театра и к.-ф. созданы Азарашвили, Габичвадзе, Н. П. Гигаури, Гордели, Милорава, Канчели, Квернадзе, Лагидзе, М. А. Парцхаладзе, Тевдорадзе, Д. А. Торадзе, Цабадзе, Цинцадзе, Чимакадзе и др. Успешно разрабатываются историч. и теоретич. проблемы в науч. трудах груз. музыковедов, среди которых X. А. Аракелов, Д. И. Аракишвили, Ш. С. Асланишвили, М. Ш. Ахметели, В. В. Ахобадзе.Е. А. Баланчивадзе, В. А. Гвахария, И. А. Джавахишвили, В. Г. Донадзе, Н. М. Жордания, М. В. Иашвяли, Н. С. Кавтарадзе, М. А. Канчели, Т. К. Квирикадзе, А. С. Мшвелидзе, Г. Ш. Орджоникидзе, М. Я. Пичхадзе, Г. Г. Торадзе, К. Д. Туманишвили, Т. Г. Хурошвили, П. В. Хучуа, А. Г. Цулукидзе, Г, З. Чхиквадзе, М. В. Яшвили. Значит. вклад в развитие нац. муз. искусства внесли груз. музыканты-исполкители. Основоположники нац. дирижёрской школы - нар. арт. Груз. ССР И. П. Палиашвили, засл. деят. искусств Груз. ССР Е. С. Микеладзе. Среди др. известных дирижёров: нар. арт. СССР О. А. Димитриади, Дж. И. Кахидзе; нар. арт. Груз. ССР Г. В. Азмаипарашвили, Дж. И. Гокиели, Л. Г. Киладзе, Д. Л. Мирцхулава, В. Л. Палиашвили, З. З. Хуродзе; засл. деят. искусств Груз. ССР Ш. И. Азмаипарашвили, Г. В. Киладзе. Основоположники нац. вок. школы - нар. арт. Груз. ССР В. Сараджишвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина, нар. арт. СССР А. И. Инашаили. Среди известных певцов: нар. арт. СССР М. П. Амиранашвили, П. В. Амираиашвили, Д. Я. Андгуладзе, З. И. Анджапаридзе, Н. Г. Брегвадзе, Ц. Б. Татишвили, Л. Г. Чкония; нар. арт. Груз. ССР Н. Д. Андгуладзе, Д. Г. Бадридзе, Д. А. Гамрекели, П. Ш. Бурчуладзе. Основатели груз. пианистич. школы - нар. арт. Груз. ССР А. Д. Вирсаладзе, А. И. Тулашвили. Среди др. исполнителей: пианисты - нар. арт. Груз. ССР Э. К. Вирсаладзе, засл. арт. Груз. ССР Э. 3. Анджапаридзе; скрипачи - нар. арт. СССР Л. А. Исакадзе, нар. арт. Груз. ССР М. Л. и Н. Л. Яшвили; виолончелисты - нар. арт. Груз. ССР Г. К. Барнабишвили, Э. А. Исакадзе. В Грузии работают (1988): Груз. театр оперы и балета (осн. в 1851, Тбилиси; филиал - в 1969, Кутаиси), Т-р муз. комедии (1934); Гос. симф. орк. (1933), симф. орк. Груз. ТВ и радиовещания, Гос. кам. оркестр Грузии, струн. квартет Груз. ССР (1930), струн. квартет Груз. ТВ и радиовещания (1980), Гос. эстр. орк. "Реро"; при Груз. филармонии - хор. капелла, 3 ансамбля нар. песни и танца. Ансамбль иар. танца, эстр. орк., вок.-инстр. ансамбли; СК Груз. ССР (1932); консерватория (1917), муз. уч-ща, муз. школы. Груз. муз. культура. Сб., М., 1957; Чхиквадзе Гр., Осн. типы груз. нар. многоголосия, М., 1964; История музыки народов СССР, т. 1-5 (ч. 2), М., 1970- 1974; Донадзе В. Г.. Очерки по истории груз. сов. музыки, ч. 1, То., 1975; на груз. яз. - Аракишвили (Аракчиев) Д. И., Краткий историч. обзор груз. музыки, Тб, 1940; Асланишвили Ш., Очерки по груз. нар. песне, т. 1-2, Тб., 1954-56; Цулукидзе А., Груз. сов. музыка, Тб., 1971; Шилакадзе М., Груз. нар. инструменты и инстр. музыка, Тб., 1971 (резюме также на рус. яз.); Орджоникидзе Г. Ш., Проблемы восходящего пути, Тб, 1978. Г. Г. Торадзе.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь