на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГУНО (Gounod) Шарль (1818-93) - франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1866). Учило в Парижской конс. у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Рим. пр. (1839). Период 1840-43 провел в Италии, частично в Вене и Германии. Плодотворное творч. влияние оказала на Г. музыка В. А. Моцарта (особенно опера "Дон Жуан"), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843-48 церк. органист и регент, одноврем. писал духовную музыку. С нач. 1850-х гг. развернулась его активная муз.-обществ. и творч. деятельность. В 1852-40 директор "Орфеона" и руководитель певч. классов в парижских школах. В 1870-75 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Корол. хор. общества. - один из крупнейших предст. франц. оперы 19 в. Среди ранних опер ("Сафо", 1850; "Окровавленная монахиня", 1854) выделяется комич. опера "Лекарь поневоле" (по Мольеру, 1857). Г. явился основоположником нового жанра во франц. оперном искусстве - лирической оперы. Его лучшее творение - опера "Фауст" (1859). В первонач. редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Г. заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен лит. источник (1-я часть одноим. трагедии И. В. Гёте): вместо сложной философской проблематики акцентирована лирич. драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центр. персонажем стала Маргарита. Г. создал индивидуальные, психологически правдивые муз. характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Г. интонационно обновил франц. оперу, обратившись к мелодич. строю совр. бытового романса. Те же художеств. принципы претворены в лирич. операх "Мирейль" (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и "Ромео и Джульетта" (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Г. во франц. романс. 12 oпер, в т. ч. (пост. в Париже) Сафо (1851), Лекарь поневоле (1858), Фауст (1859; 2-я ред. 1869), Филемон в Бавкида (1860; 2-я ред. 1876), Мирейль (1864), Ромео в Джульетта (1867; 2-я ред. 1888), Полиевкт (1878); 4 оратории, кантаты, мессы, реквием и др. произв. для хора с орк.; для орк. - 2 симф. (1854, 1855) и др.; кам.-инстр. ансамбли, фп. пьесы; св. 200 романсов в песен; музыка к спектаклям драм. театра в др.
Записки артиста, пер. с франц. А. В. Оссовского, СПБ. 1904; Воспоминания артиста, пер. с франц. М. П. Волконского, М., 1962; Фрагменты из кн. "Дон Жуан" Моцарта, пер. с франц., в кн.: Муз. эстетика Франции XIX "., М., 1974.
Комбарье Ж., А. Тома и Ш. Гуно, в кн.: Франц. музыка 2-й пол. 19 в., пер. с франц., М., 1938; Наrdin ( J, Gounod, N. Y. - L, 1973. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь