на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА (нем. Choralbearbeitung) - в широком смысле любое многогол. произведение, представляющее собой обработку или переработку хорала (1), лежащего в его основе. С этой точки зрения к X. о. относят осн. жанры проф. музыки 10 - 17 вв. (органум, фобурдон, антифон, респонсорий, мотет, магнификат, месса, кантата, чет расти"). В узком смысле X. о. - жанр орг. музыки, основанный на протестантском хорале. Эти X. о. (первые - в кон. 16 в.) использовали опыт более ранних вок. и орг. обработок григорианского хорала (см. Григорианское пение). X. о. аккордовогармонич. склада для органа редки (характерны для ранних X. о.) и больше распространены в виде хор. переложений протестантских напевов, обычно называвшихся хоралом (2). Полифонич. X. о. бывают 3 осн. типов: 1) X. о. на cantus firmus (хорал), где сопровождающие голоса (тематически независимые или связанные с хоралом) либо свободно контрапунктируют ("Erstanden ist der heil'ge Christ" Баха, BWV 628), либо образуют имитации ("Dies sind die heil'gen zehn Gebot'", BWV 635), канон ("Einige canonische VerSnderungen", BWV 769), фугу ("Nun komm', der Heiden Heiland", BWV 661). 2) X. о., где хорал излагается канонически ("О Lamm Gottes, unschuldig", BWV 618). 3) X. о. в форме фуги на тему (строфы) хорала ("Puga super: Allein Gott in der Hiin'sei Ehr'", BWV 716). Кроме того, некоторые др. инстр. жанры эпохи барокко (хоральная прелюдия, фантазия, партита) по технике работы нередко также представляют собой X. о. Крупными мастерами X. о. были Я. П. Свелинк, С. Шейдт, М. Преториус, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, И. Г. Вальтер, Г. Бём. Вершинные образцы X. о. принадлежат И. С. Баху.
Рязанова Н., Взаимодействие строгого и свободного стилей в орг. хоральных обработках И. С. Баха, в сб.: Жанрово-стилистич. тенденции классич. и совр. музыки, Л., 1980; Евдокимова Ю. К., Орг. хоральные обработки Баха, в кн.: Рус. книга о Бахе, М., 1986; Krummacher F., Die Choratbearbeitung in der protestantischen Piguralmusik zwischen Praetorius und Bach, Kas., 1978. Т. С. Кюрегян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь