на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, двеиадцатиступенная система, расширенная тональность, - система тональной гармонии, допускающая в пределах данной тональности аккорд на каждой из 12 ступеней хроматич. гаммы. Специфичны для X. с. аккордоступени, не входящие ни в диатонику, ни в мажоро-минор и не являющиеся гармониями субсистем (см. также Отклонение). Гл. критерий вхождения гармонии в систему - способность её к разрешению непосредственно в тонику. С. Прокофьев. "Ромео и Джульетта". Аккорды X. с. могут иметь и субсистемное окружение. наиб. характерные гармонии X. с.: Гармонии X, с. обладают большой яркостью, красочностью звучания и тонально-функциональной динамикой, сравнимой с быстрыми далёкими отклонениями (принцип "нарастание хроматики"; гл. тема финала из сонаты для влч. и фп. Шостаковича; Песня пьяных из музыки к спектаклю "Много шума из ничего" Хренникова). Различают 2 гл. типа X. с. - с сохранением моноладовой основы (хроматич. мажор или минор - С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович) или без неё (П. Хиндемит, 3-я соната для фп., 1-я часть, гл. тема). X. с. того и др. типа может иметь как консонирующий центр. так и диссонирующий (И. Ф. Стравинский, "Весна священная", финал, гл. тема). Отд. проявления X. с. обнаруживаются уже в музыке 19 в. (А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Ф. Лист); наиб. типична она для музыки 20 в. (Б. Барток, А. Шёнберг, А. Веберн, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, Р. С. Леденев и др.).
См. лит. при ст. Гармония, Тональность.
Ю. И. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь