на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИМПРЕССИОНИЗМ в музыке (франц. impressionnisme, от impression - впечатление) - художественное направление, сложившееся в Зап. Европе в последней четв. 19 - нач. 20 вв., прежде всего в творчестве К. Дебюсси. Имеет общие корни с И. во франц. живописи. Муз. И. сближают с И. в живописи красочность, стремление к воплощению мимолётных впечатлений, к одухотворённой пейзажности ("Прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна"", "Ноктюрны", "Море" для орк., "Остров радости" для фп. Дебюсси, "Игра воды", "Отражения" для фп. Равеля и др.), к созданию колоритных жанровых зарисовок и муз. портретов ("Прерванная серенада", "Менестрели", "Девушка с волосами цвета льна" для фп. Дебюсси). Применение термина "И." к музыке, однако, в большой мере условно, и прямые аналогии между живописным и музыкальным И. вряд ли возможны. Окружающий мир раскрывается в муз. И. сквозь призму тончайших психология, рефлексов, едва уловимых ощущений, рождённых его созерцанием. Эти черты сближают И. с др. художеств. течением - лит. символизмом, с творчеством П. Верлена, С. Малларме, П. Луиса, М. Метерлинка, соч. которых нашли претворение в музыке К. Дебюсси и его последователей. Пр" всей новизне муз. языка в И. нередко воссоздаются некоторые приёмы, характерные для искусства предшествующего времени, в частности музыки франц. клавесинистов 18 в. В сфере красочной живописности, фантастики и экзотики (интерес к Испании, странам Востока) импрессионисты продолжили традиции романтизма, отказавшись при этом от острых драм. коллизий, социальных тем. Сильное влияние на музыку Дебюсси и М. Равеля оказало творчество М. П. Мусоргского (не мировоззренческий его аспект, а ряд особенностей муз. языка), Импрессионисты создали произв. искусства, утончённые и ясные по выразит. средствам, эмоционально сдержанные и строгие по стилю, При этом значительно изменилась трактовка муз. жанров. В области симф. и фп. музыки создавались гл. обр. программные миниатюры, сюитные циклы, в которых господствовало красочно-живописное начало. Обогатилось гармонич. и тембровое муз. мышление. Импрессионистская гармония характеризуется повышением колористичности, в т. ч. под воздействием франц. муз. фольклора и новых для европейца 19 в. систем муз. мышления (влияние рус. музыки, григорианского хорала и ренессансной полифонии, музыки стран Востока, негритянского менестрельного театра США). Это проявилось, в частности, в использовании натуральных и ангемитонных ладов, элементов модальной гармонии, в аккордовых параллелизмах. Инструментовке импрессионистов присущи дифференцированность орк. звучания, детализация фактуры, использование чистых тембров. Помимо Франции, где последователями Дебюсси были М. Равель, П. Дюка, Ф. Шмитт и др., на рубеже 19-20 вв. элементы И. получили развитие и в др. комп. школах, своеобразно сплетаясь с их нац. особенностями (М. де Фалья в Испании, О. Респиги, отчасти А. Казелла и Ф. Малипьеро в Италии, Ф. Дилиус и С. Скотт в Великобритании, К. Шимановский в Польше, раннее творчество И. Ф. Стравинского, Н. Н. Черепнин и др. в России).
Альшванг А., Франц. муз. импрессионизм (Дебюсси, Равель), [M.], 1945; его же, Произв. К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Музыка XX в. 1890-1945. Очерки, ч. 1, кн. 1, М., 1976; Яроциньский С., Дебюсси, импрессионизм и символизм, пер. с польск., М., 1978; Moser R., L'impressionnisme francais...., Gen.-Lille, 1952; Кrоher E., Impressionismus in der Musik, Lpz., 1957; Palmer Сhr., Impressionism in music, N. Y., [1974]. Г. В. Жданова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь