на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИНВЕНЦИЯ (от лат. inventio - находка, изобретение) - небольшая 2-3-гол. пьеса, обычно имитац. склада. Впервые И. назвал свои хоры К. Жанекен (16 в.). Название "И." даётся соч., в котором отчётливо реализуется определ. композиционно-технич. идея (напр., И. № 1 Баха сочинена на основе 2 мотивов), иногда объявленная автором ("Квинты" Плакидиса для 2 фп.). Наиб. известны 15 двухголосных И. и 15 трёхголосных "синфоний" Баха, в которых, по авторскому замыслу, ученик "находит хорошие идеи" для соч. и игры. Их строение ориентировано на распространённые в то время типы двух- и трёхчастной формы с существ. признаками фуги. В 20 в. к написанию И. обращались мн. композиторы (И. для кам. ансамбля Буттинга, И. для орк. Мартину, 3-е действие оперы "Воццек" Берга). И. могут входить в цикл ("Полифонич. тетрадь" Щедрина) и составлять цикл ("12 И." Тищенко для орг.); имеют пед. (А. Ф. Гедике, С. А. Губайдулина, Л. А. Грабовский) или конц. назначение.
Скребков С. С., Полифонич. анализ, М., 1940; Протопопов Вл., История полифонии в ее важнейших явлениях, [в. 2|, М., 1965; Швейцер А., И. С. Бах, пер. с нем., М., 1965.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь