на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ИРАНА МУЗЫКА. И. м. объединяет муз. традиции народов, населяющих территорию совр. Ирана. Известно также назв. "персидская музыка", включавшее муз. культуры народов, в разное время входивших в состав иранского государства (арабов, таджиков, азербайджанцев и др.). И. м. долгое время была ведущей среди культур Бл. и Ср. Востока. Оказывая воздействие на мн. цивилизации, испытывала влияние муз. искусства Закавказья, Ср., Центр. и Юж. Азии и др. Традиционная И. м. представлена множеством локальных и диалектных форм (около половины населения Ирана составляют персы, кроме них, в стране проживают курды, белуджи, туркмены и др. - всего св. 30 национальностей). Широко бытуют трудовые, календарные, семейно-обрядовые и др. песни; праздники (в т. ч. Ноуруз - Новый год) сопровождаются музыкой и тсатрализов. действами. Распространена практика странствующих музыкантов, в творчестве которых особое место занимают повествоват., эпич. и дидактич. песни (даптары у белуджей, бейты у курдов и т. д.), крупные циклы эпич. сказаний (о Рустаме и др.). Характерные черты классич. И. м. определяются её связью с клас-сич. поэзией и муз. наукой. Сольные и ансамблевые вок.-инстр. композиции часто основаны на композиционном принципе и ладовой системе дастгаха. Специфика сопряжения тонов в диатонич. ладах классич. И. м. обусловливает вариантный характер ступеней н интервалов и в результате - сложную микроинтервальную звуковую шкалу. Развито искусство орнаментации - тахрир (микротоновое расцвечивание мелодии, вариантное повторение мелких структурно-мелодич. образований). Метроритмика классич. И. м. связана с особенностями араб. и перс. языков, поэтич. системой аруз, соединяет использование стереотипных ритмич. формул (белуджи, шадиянэ, ахляки и др.) с искусством ритмич. импровизации (зарби) Среди муз. инструментов: струнно-щипковые - бэрбэт, танбур, уд, руд, тар, кеманча, сетар; струнно-смычковый ребаб: род цимбал - сантур; деревянные духовые - пай, донай (двойная флейта), нерманай, зурна; волынка нэй-энбан; медные духовые - карнай, шейпур (или нейфир) и др.; ударные - кэсс, накхар, барабан томбак (зарб, тонбак, домбак, домбалек), дэфф (или дайер-зангу). В классич. И. м. чаще всего применяются сетар, тар, сантур, кеманча, най и томбак. Многие особенности иранской культуры (в т. ч. практика напевного интонирования молитв и поэтич. текстов) обусловлены влиянием зороастризма - философско-религ. мировоззрения. И. м. эпохи Ахеменидов (6-4 вв. до н. э.) составляла разветвлённую систему песенных и танц. жанров, придворных и тщательно разработанного военного церемониалов. После эллинистич. периодов (в т. ч. империя Александра Македонского - 4-3 вв. до н. э.), привнёсших в И. м. греко-римское влияние, при династии Сасанидов (3-7 вв.) в И. м. формируются раннеклассич. традиции. Процветала придв. музыка, муз. наука; к выступлениям во дворцах привлекались как исполнители из др. стран, так и местные традиц. музыканты, бродячие артисты (атешафрузы, лоуды и др.). Среди музыкантов и муз. учёных этого периода - Рамтин, Бамшад, Накиса, Асад, Саркаш, а также лютнист, певец и учёный Барбад, которому приписывается создание 7 "королев. ладов", или "хосровани", 30 лахн (мелодико-тематич. образований) и ок. 360 дастанов. Завоевание Ирана арабами (7 в.) и распространение ислама отразились и в муз. культуре - в традициях драмы тазийе (драма-мистерия), ноухэ (траурная элегия), марсийе (плач). В суфийских братствах сформировались сина-занья (форма религ. группового бдения), маснави (поэма мистич. содержания). Наряду с этим существовали и канонич. традиции мусульманства - азан (призыв к молитве), тиляв (речитация корана). Укрепление иран. династии (особенно с 10 в.), антиараб. освободит. движения, переход перс. литературы на язык фарси содействовали формированию классич. форм ряда муз.-поэтич. жанров: газели (лирич. стихотворение из двустиший-бейтов), рубай (4-стишие), тэснифа (вок. композиция, включающая ряд небольших разделов и имеющая черты рефренности). Поэтич. и вок. искусство достигло расцвета в творчестве тадж. и перс. поэта Рудаки (10 в.) и его последователей в Бухаре, Самарканде, Мерве. Лирич. части поэмы "Духовное Маснави" Руми были использованы в некоторых дастгахах, а традиции исполнения поэмы "Шахнамэ" Фирдоуси стали основой ряда нормативов иран. поэзии и классич. музыки. Получают развитие мысли о музыке в трудах аль-Кинди (9 в.), Абдоллы Аббаса ас-Сарахси (9 в.), аль-Фараби (10 в.), Ибн Сины (10-11 вв.). Среди поэтов и учёных, сформулировавших каноны классич. музыки: Фахраддин Рази (12-13 вв.), Сафи ад-Дин (13 в.), Кутб ад-Дин Ширази (13-14 вв.), Мухаммед Амоли (14 в.), аль-Джурджани (14-15 вв.), Абд аль-Кадир (15 в.). В 16-18 вв. возрастает значение традиц. музыкантов: риндов, дэрвишей, наккаль и др. Наиб. высоким социальным статусом и уровнем профессионализма отличались ашики (ашуги) имутребы (наследственные музыканты). Сложились типы традиц. ансамблей: даст-э-мотреб, сазанде, навазанде - по 3-5 исполнителей (вокалист, тар, сантур, зарб и др.). В 19 в. крупнейшими представителями классической музыки явились Али Акбар э Фарахани, его сын Мирза Абдолла, Хаджа Хаким, Голам Хосейн Дервиш и др. В кон. 19 в. в муз. практику Ирана начинают проникать европ. влияния: традиции воен. орк., некоторые формы популярной музыки. Осваиваются принципы европ. темперации и нотации, которую А. Н. Везири дополняет знаками микротоновых повышений и понижений звука. Муз. центром становится Тегеран. Здесь работали европ. музыканты Ж. Буске, Ж. Руйон, Ф. О. Геварт, а также А. Лемар, по инициативе которого при Высш. полнтехнич. училище был открыт муз. отдел для обучения воен. музыкантов (с 1918 - консерватория европ. типа). Были основаны Т-р оперы и балета (Тегеран, 1967), орк. нац. инструментов при Нац. муз. обществе, орк. нац. инструментов X. Техрани, симф. орк. (под рук. X. Санджари, 1946), Филармонич. общество (1940), Центр по сохранению н распространению традиц. музыки, Высшее муз. училище (1908), Нац. конс. (1949). Вклад в популяризацию нац. муз. традиций внесло иран. радиовещание. Выпускались журн. "Мусигийе Иран" ("Музыка Ирана"), "Хонар ве мардом" ("Искусство и люди") и др. По инициативе ЮНЕСКО в Тегеране проводился Междунар. муз. конгресс (1961), с 1968 в Ширазе-Персеполисе функционировал ежегодный фестиваль нац. искусства. Выдвинулся ряд музыкантов, освоивших зап.-европ. и евроамер. принципы комп. техники: Парвиз Махмуд, Мустафа Поур-Тураб, Семин Бахчебан, Хосейн Техрани, Л. Чекнаворян и др. Среди исполнителей: дирижёры - Фархат Мешкат, Хешмат Санджари; пианисты - Г. Эмир Хосрови, Э. Мелик-Эсланян; скрипачи - Али Форуг, Л. Авакян; певцы - Хосейн Саршар, Монир Вакили. Среди исполнителей классич. музыки - певцы Гольпайегани, Хосейн Гуами, Марзия-ханум, Хумейра, Менучехр, Насер Растегар Неджад (он же исп. на сантуре), среди исполнителей на таре и сантуре Хосейн Малек, нае - Хосейн Явери, сетаре - Эбрахими, скрипке (в нац. стиле) - А. Малек, кеманче - Аскар Бахари, домбаке - Хосейн Техрани. С 1979, после провозглашения Ирана Исламской Республикой, разрешены только офиц. песни и виды музыки, связанные с культовыми ритуалами.
Виноградов В., Классические традиции иранской музыки, М., 1982; Ваrkесhli М., La musique iranienne, в кн.: Encycl. de la Pleiade, P., 1960; Саrоn N.. Safvale D.. Iran, (P., 19661; Кhatsсhi К h., Der Dastgah, Regensburg, 1962; Massоudieh М. Т., Awaz-e-Sur: Zur Melodjebildung in der pcrsischcn Kunstmusik, Regensburg, 1968; Zоnis E., Classical Persian music. An introduction, Camb. (Mass.), 1973.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь