на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ МУЗЫКА. Муз. фольклор кабардинцев (собств. адыг. культура) и балкарцев (муз. традиции близки тюркским народам) при всём нац. своеобразии имеет много общих черт, обусловленных соседством территорий, сходством путей социально-экономич. развития, становления культуры и формами быта. В основе К.-Б. м. диатонич. натуральные лады. Ритмика изобилует синкопами и триолями, метр отличается свободой. Распространены 2-дольные размеры. Гл. принципами развития мелодии являются секвентность, вариационность. Среди песенных жанров - трудовые, обрядовые, мифологич., историко-героич., лирич., охотничьи песни. Наряду с песенным широко распространён танц. жанр. Среди нар. танцев у кабардинцев - кафа, удж, исламей, у балкарцев - парный лирич. тюз-тепсеу, лирический абзех, быстрый круговой массовый тегерек-тепсеу, голлу. Особое значение имеет нартский эпос, исполняющийся речитативно, с инстр. сопровождением или без него, бытующий также и у др. кавк. народов. Популярные формы музицирования - сольно-хоровое пение (антифонное или с бурдонной партией хора), а также ансамбли певцов и инструменталистов. Традиц. инструменты кабардинцев и балкарцев тождественны, среди них: струнно-смычковые - шичапшина (см. Шичепшин; каб.), жия-кобуз (балк.); струнно-щипковые - пшина-дыкуакуа (каб.), кынгыр-кобуз (тип арфы; балк.), апапшина (каб.), кыл-кобуз (балк.); духовые - накыра (каб.), сырыйна (тип зурны; балк.), бжамий (каб.), сыбызгы (балк.); ударные - пхачич (каб.), харс (трещотка; балк.), барабан; пшнна (диатонич. гармоника; каб.). В развитие каб.-балк. муз. культуры дореволюц. периода вклад внесли первый проф. балк. скрипач и комп. С. Абаев, певцы-сказители и зачинатели каб. и балк. литературы Б. Пачев и К. Мечиев, нар. исполнители И. Урусбиев (Балкарии), К. Абазов, Л. Агноков (Кабарда) и др. Богатство каб.-балк. музыки неоднократно привлекало внимание рус. композиторов, в т. ч. М. А.. Балакирева, С. И. Танеева. Новый этап развития нар. и проф. музыкального искусства начался после Окт. революции. Широкую известность получило творчество нар. музыкантов А. Хавпачева, И. Кажарова, Б. Каэиева, гармонистки К. Каширговой. К муз. фольклору Кабардино-Балкарии обращались мн. сов. композиторы (С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский и др.). Значит. содействие в становлении нац. муз. культуры оказали комп. А. М. Авраамов ("Кабардино-Балкарский марш", 1935; кантата "Народное счастье", "Кабардинские симф. танцы", оба - 1936; хоры, песни) и Т. К. Шейблер (симф. картина "Мадина", 1950; опера-балет "Нарты", 1957). Проф. композиторами созданы муз.-сценич. произв.: опера "Мадина" Белова и Карданова (1970), балеты "Легенда гор" Молова (1971), "Легенда Чегемского водопада" Жеттеева и Дружинина (1983), "Крепость Шамая" (1972) и "Зоя" (1983) Семенова. Boк.-симф. соч. написали М. Ф. Балов, X. Я. Карданов, Н. С. Османов, В. Л. Молов, А. М. Бакчекуев и др. Симф. жанр получил развитие в творчестве Белова (симф. поэмы, танцы, сюиты и др.), Семенова (симфония, 1975, концерты для фп. с орк., для скрипки с орк.; 5 увертюр; симф. поэмы, симфониетта и др.), Д. К. Хаупы (симфония, 1970, 3 увертюры, симф. картина "Сказки седых гор", 1970, "Драм. поэма", 1975; "Симф. сюита", 1980), Карданова ("Торжественная увертюра", 1965; "Кафа", 1967; симф. поэма "Моя республика", 1971), Молова (увертюра, 1972; концерты с орк. - для фл., 1975, для трубы, 1982) и др. Популярность получил песенный жанр (X. Я. Карданов, М. Ф. Балов, М. З. Жеттеев, В. Л. Молов, А. М. Байчекуев, Н. С. Османов, А. И. Рахаев, Т. А. Блаева и др.). Известность завоевали нар. певцы З. Кардангушев и О. Отаров. Работу по собиранию и публикации муз. фольклора кабардинцев и балкарцев ведёт Каб.-Балк. НИИ истории, филологии и экономики. В Кабардино-Балкарии работают (1988): Муз. театр (1968), филармония (1943), симф. орк. (1943), хор Каб.-Балк. Гостелерадио (1965), ансамбль нар. танца "Кабардинка" (с 1965; в 1934-64 - Ансамбль песни и пляски); Каб.-Балк. отд. СК СССР (1959); муз. уч-ще (1956), детские муз. школы (ок. 20). См. также Адыгейская музыка.
Танеев С. И., О музыке горских татар, "Вестник Европы". 1886, кн. 1, с. 94-98; Шейблер Т. К., Муз. культура Каб.-Балк. АССР, I кн.: Муз. культура авт. республик РСФСР, М., 1957; Хьхъупашиэ X.. Кьэбэрдей-Балъкъэр музык", Нальчик, 1963; Нар. песни и инстр. наигрыши адыгов, т. 1-3. М., 1980-86. А. И. Рахаев.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
К..

ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЙДЕ

КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ

ЛЕНИНГРАДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

МАЛЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

СВОБОДНЫЕ И СМЕШАННЫЕ ФОРМЫ

СЕЙШЕЛЬСКИХ ОСТРОВОВ МУЗЫКА

СТАРИННАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА

ТРАНСПОНИРУЮЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ЭНГЕЛЬГАРДТА КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

Музыкальный словарь ver16