на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАДЕНЦИЯ (итал. cadenza, от лат. cadens, род. падеж cadentis - падающий, оканчивающийся), каданс (франц. cadence), - 1) заключит. гармонич. или мелодич. оборот, завершающий муз. построение. К. в музыке 18-20 вв. подразделяются на полные (с окончанием на тонике; могут быть совершенными - Т в мелодич. положении примы, в тяжёлом такте, после доминанты или субдоминанты в осн. виде, а не в обращении - и несовершенными - если хотя бы одво из этих условий не соблюдается), половинные (с окончанием на доминанте, редко на субдоминанте) и прерванные (избегание ожидаемой тоники): По функциональному составу различают К. автентич. (D и Т) и плагальные (S и Т), по местоположению в форме - срединные, заключительные и дополнительные. К., совпадающая с началом следующего построения, наз. вторгающейся. Классификация видов К. принадлежит Ж. Ф. Рамо, который теоретически обосновал систему гармонии через анализ её ядра - автентич. К. В музыке 20 в. смысловой эффект К. может достигаться средствами новой гармонии: С. Прокофьев. Опера "Игрок". См. также Фригийская каденция. Гармонич. типу К. исторически предшествовали монодические К.: в ср.-век. псалмодии - медиация (лат. mediatio, срединная К.) и терминация (лат. terminatio, заключит. К.); в светской музыке позднего средневековья (балладах, эстампи, ле, виреле) - открытая (франц. ouvert, лат. apertum) и закрытая (франц. clos. лат. clausum). де Машо. Ле № 23 ("Ле утешения.). В теории полифонич. многоголосия кон. 15-16 вв. К. назывались клаузулами (лат. clausula, от claudo - замыкать, заключать). Виды клаузул: Структурные функции тонов клаузулы - ультима (последний тон), пенультима (предпоследний), антепенультима (предшествующий предпоследнему тон). Формулы клаузул (сопрановая, или дискантовая, теноровая и др.) сохраняют свои назв. независимо от того, в каких голосах они находятся. 2) К. ("каденционная фермата") - виртуозное соло в вок. пьесе (напр., в оперной арии) или инстр. концерте (напр., у В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича). Первонач. К. импровизировалась исполнителем. Начиная с концертов Л. Бетховена К. стали создаваться самими композиторами, благодаря чему их соч. приобрели большую стилистич. и композиц. цельность.
Риман Г., Систематич. учение о модуляция..., пер. с нем., М., 1929; Кnоdt Н., Zur Entwicklungsgeschichte der Kadenzen im Instrumentalkonzert, "SIMG", 1914, Jahrg. 15, H. З. См. также лит. при ст. Гармония. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь