на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА. До Окт. революции 1917 муз. искусство Казахстана (песни и инстр. музыка) было представлено только устным нар. и нар.-проф. творчеством. Создатели и исполнители песен и инстр. пьес (кюев) - нар.-проф. певцы (оленши, анши), инструменталисты (кюйши), поэты (акыны), сказители (жырши) и др. Широкое распространение получили соревнования нар. поэтов и музыкантов (айтысы). Казах. нар. песни (эн, олен) разнообразны по тематике - семейно-бытовые, обрядовые, трудовые, лирические, эпические, исторические, социального протеста и др. Песенное искусство монодийно (речитативные и распевные мелодии), инстр. произв. бывают как одноголосными, так и 2-3-голосными. Лады К. м. диатонические, в архаич. образцах муз. фольклора встречаются ум. и ув. интервалы, пентатоника. Характерно употребление переменных метров, простых, сложных и смешанных размеров. Ритмика изобилует синкопами и триолями. Форма песен одно- и двухчастная (с припевными расширениями и дополнениями), форма инстр. пьес (как правило, имеющих программу) - простая, сложная сюитно-фрагментарная и рондообразная. Среди инструментов наиб. распространены щипковая домбра, струнно-смычковый кобыз. духовой сыбызгы, ударный даулпаз. Со 2-й пол. 19 в. стал употребляться сырнай (гармоника касимовской и тат. разновидностей). Осн. вид исполнения муз. произв. был сольным; хоровое (унисонное, антифонное) и инструментально-ансамблевое исполнение встречалось редко. Мелодии эпоса "Алпамыс". Песня Кенек" Азербаева "Октябрь". Запись Б. Г. Ерзаковича. После присоединения Казахстана к России (1731) началось проникновение в казах. культуру рус. муз. культуры, способствовавшее развитию нар.-проф. муз. искусства. Среди его представителей - основоположник новой письменной казах. поэзии и комп. Абай Кунанбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу-Муса Байжанов, Даулеткерей Шигаев, Курмангазы Сагырбаев, Ихлас Дукенов, Мухит Мералиев, Балуан-Шолак Баймурзин, Ахан-серэ Корамсин, Таттимбет Казангапов, Казангап Тлепбергенов, Сармалай. После Окт. революции 1917 и установления Сов. власти в Казахстане (1918) зародилась и сформировалась социалистич. культура Казахстана, опиравшаяся на богатейшее нар. муз. творчество, рус. и зарубежную классику, а также опыт многонац. сов. музыки. В годы гражд. войны и воен. интервенции впервые возникли нац. революц. песни. В республике стала интенсивно развиваться муз.-обществ. жизнь. Под рук. рус. музыкантов, а также казах. обществ. деятелей (Ж. Шанин, К. Джандарбеков, К. Байсеитов, О. Кашаганов, Р. Макетов и др.) организовались хор. и орк. коллективы, самодеят. театр.-муз. кружки. Развернулась работа по записи и изучению муз. фольклора. Начиная с 1919 проводились соревнования акынов и музыкантов. На формирование и становление казах. сов. музыки значит. влияние оказали композиторы Е. Г. Брусиловский, В. В. Великанов, С. И. Шабельский, муз. этнографы А. В. Затаевич, Д. Д. Мацуцин, дирижёры Г. А. Столяров, В. И. Пирадов, Л. М. Шаргородский, хор. дирижёры И. В. Коцык, А. В. Преображенский, Б. В. Лебедев, Е. Е. Виноградова, А. В. Молодов. В нач. 30-х гг. зарождается казах. муз.-сценич. искусство. В 1934 на сцене Казах. муз. театра (с 1937 Казах. театр оперы и балета) были поставлены муз. драмы "Айман и Шолпан" Ауэзова и "Шуга" Майлина с муз. оформлением (обработка нар. музыки) Коцыка. В этом же году поставлена первая казах. опера "Кыз Жибек" Брусиловского (по мотивам одноим. казах. эпоса), затем его оперы "Жалбыр" (1935) и "Храбрый Таргын" (1937), в которых использованы казах. нар. мелодии. Появились первые нац. балеты "Калкаман и Мамыр" Великанова (1938) и "Весна" Надирова (1940). В 30-40-х гг. происходило становление казах. массовой песни (Р. Елебаев, Л. А. Хамиди и др.) и романса, кам.-инстр., симф. и хор. музыки. На основе реконструиров. нар. инструментов в 1934 был создан Гос. оркестр казах. нар. инструментов им. Казах. ЦИКа (с 1944 - им. Курмангазы; организатор и первый рук. - композитор и музыковед А. К. Жубанов). В 1935 в Алма-Ате открыта филармония. При Раднокомитете были основаны симф. оркестр, ансамбль рус. нар. инстр., хор сов. массовой и нар. песни. В 1939 организован СК Кззах. ССР. События Великой Отечеств. войны 1941-45 нашли отражение в казах. нар. и проф. муз. творчестве ("Наша Родина победит" - песня-монолог Кенена Азербаева, "Молодой казах" - песня-реквием Елебасва и др.). В 1942 была пост. опера "Гвардия, вперёд!" Брусиловского. Важным этапом в развитии казах. муз.-сценич. искусства явились постановки опер, ставших казах. оперной классикой, - "Абзй" Жубанова и Хамиди (1944) н "Биржги и Сара" Туле Даева (1946), в которых творчески использованы мелодии акынов Абая Кунанбаева н Биржана Кожагулова. Многогранное воплощение получила ленинская тема; у нар. музыкантов и акынов стало традицией создавать произв. к датам рождения В. И. Ленина. В 1944 в Алма-Ате открыта консерватория (в 1963-72 - Ин-т искусств им. Курмангазы). В 1945 при Президиуме Казах. филиала АН СССР А. К. Жубановым организован Сектор искусстведения, положивший начало изучению казах. искусства, в т. ч. музыки. В этом же году был неписан Гос. гимн Казах. ССР (муз. Е. Г. Брусиловского, М. Т. Туяебаева и Л. Л. Хамиди, текст А. Мухаметханова, А. Т. Тажибаева и Г. М. Мусрепова). Послевоенные годы характеризуются интенсивной деятельностью казах. композиторов. В их соч. нар. мелос подвергся глубокому переосмыслению (в отличие от цитатного его использования в предшествующие годы). Среди опер - "Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди (1947; 2-я ред. 1963), "Дударай" Брусиловского (1953), первая комич. казах. опера "Айсулу" С. Мухамеджанова (1964). В 70-80-х гг. были созданы оперы "Загадочная девушка" С. Мухамеджанова (1971), "Голый король" Бычкова (1972), "Песнь о целине" Рахмадиева (1980), "Ахансере Актокты" С. Мухамеджанова (1980), "Двадцать восемь" Жубановой (1981) и др. В 1950-80-е гг. появляется ряд балетов, среди них - "Камбар и Назым" Великаном (1959), "Дорогой дружбы" ("Джунгарские ворота") Тленднева и Степанова (1958), "Акканат" и "Хиросима" ("Легенда о белой птице") Жубановой (1966), "Хромой кулан" А. Е. Серкебаева (1975), "Алия" Сагатова (1977), "Фреска" Мынбаева (1978). В синтетич. жанре написана рок-опера-балет "Мой брат Маугли" А. Е. Серкебаева (1982). Освоение нового для К. м. симф. жанра начинается а кон. 40-х гг. Одно из первых произведений казах. симф. музыки - "Золотая степь" Брусиловского (1944). Среди др. произв. этого жанра - "Казахская симфония" Великаном (1947), симф. "Курмангазы" Брусиловского (1965), "Буря" Мухамеджанова (посв. 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 1968), "Жнгер" (1973) и "Остров Женщин" (1983) Жубановой, 2-я (1970) и 3-я (1976) симфонии Бычкова; 4 симф. (1971-85) Кужамьярова. Начало широкому распространению вок.-симф. творчества в Казахстане положила кантата "Сов. Казахстан" Брусиловского (1947). Были созданы также кантаты "Огни коммунизма" Тулебаева (1951), "Степной комиссар" Мендыгалиева (1970), "Мы славим партию" Рахмадиева (1977), оратории "Песнь Акына" Сагатова (1972), "Слова Ленина" Жубановой (1974), "Заря Октября" Джуманиязова (1977) и др. В жанре инстр. концерта работают К. X. Кужамьяров (для скр., 1982), С. Мухамеджанов (концертино для голоса, 1980), Е. Рахмадиев (для трубы, 1982) и др. Среди произв. для хора - сюиты "За мир" Байкадамова (1953), "Юность" Тулебаева (1954), хоры "Одинокий дуб" Жубановой, "Песни о партии" Хамиди. Популярность получили песни Н. А. Тлендиева и др. Струн. квартеты созданы Брусиловским и др., произв. для скр. с фп. - Великановым, Жубановой и др. Новым явилось освоение уйгурского фольклора в произв. К. X. Кужамьярова - опера "Назугум" (1956), балет "Чин-Томур" (1969), симф. поэма "Ризвангуль" (1950), а также соч. кам.-инстр. жанра и др. Среди известных исполнителей: дирижёры - нар. арт. СССР Ш. С. Кажгалиев, Н. А. Тлендиев, хор. дирижёр А. В. Молодов; нар. арт. Казах. ССР Г. Н. Дугашев, Ф. Ш. Мансуров, Т. С. В. Османов; певцы - нар. ерт. СССР Р. М. Абдуллин, К. Ж. Байсеитова, А. М. Днишев, Р. Т. Багланова, Р. У. Джаманова, Е. Б. Серкебаев, Б. А. Тулегенова; нар. арт. Казах. ССР М. М. Абдуллин, А. Б. Байкадамова, Ш. Бейсекова, Б. Досымжанов, Ж. Елебеков, Р. Есимжанова, К. Кенжетаев, Г. Курмангалиев, Ж. Омарова, Т. Тыныштыгулова, А. Б. Умбетбаев; пианисты - засл. арт. Казах. ССР Г. И. Кадырбекова, Ж. Я. Аубакирова; домбристы - нар. арт. Казах. ССР К. Жантлеуов, Р. Омаров, К. Ахмедияров, А. Ескалиев, Б. Карабалина, М. Хамзин. Развитию музыковедения в Казахстане способствуют труды А. В. Затаевича, композитора А. К. Жубанова, М. М. Ахметовой, П. В. Аравина, Г. Н. Бисеновой, Б. Г. Ерзаковнча, К. Ф. Кириной, С, А. Кузембаевой, К. Т. Жузбасова, Б. И. Каракулова, А. И. Мухамбетовой, К. З. Темирбековой, С. А. Елемановой. В Казахстане работают (1988): в Алма-Ате - Казах. театр оперы и балета (1934), Респ. корейский муз.-драм. театр (1932), Респ. уйгурский театр муз. комедии (1933); филармония (1935); симф. орк. (1937), хор. капелла (1937), Кам. орк. Казах. ТВ и радио (1965), Орк. казах. нар. инстр. им. Курмангазы (1934), фольклорно-этнографич. орк. "Отрар сазы" (1981); консерватория (1944); в Караганде - Т-р муз. комедии (1973), симф. орк. (1984) и др. В республике имеются обл. филармонии, муз. уч-ща, детские муз. школы.
Каманин А. К,. Варшавский Л. И., Иск-во Казахстана, А.-Д.. 1958; Очерки по истории казах. сов. музыки, А.-А., 1962; Ерзакович Б. Г., Песенная культура казах. народа, А.-А., 1966; Ахметова М. М., Ерзакович Б. Г.. Жубанов А. К.. Музыка Сов. Казахстана, (A.-A., 1975) (на казах. яз.); Ерзакович В. Г., Муз. наследие казах. народа, А.-А., 1979; Казах. муз. фольклор, А.-А., 1982; Ахметова М. М., Традиции казах. песенной культуры, А.-А.. 1984; Инстр. музыка казах. народа. Статьи, очерки (сост. А. Мухамбетова). А.-А., 1985; Ерзакович В., Коспаков З., Историография казах. муз. фольклора, А.-А., 1986 (на казах. яз.); Ерзакович В. Г., У истоков казах. музыкознания (по материалам рус. учёных XIX в.), А.-А.. 1987; Фортепианная музыка Казахстана, А.-А., 1987; Иск-во Казахстана:..., музыка и музыковедение, А.-А., 1987. Б. Г. Ерзаклвич.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
К..

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ГОНСАЛЕС МАНТИЧИ

ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ

ГУБНАЯ ГАРМОНИКА

ДАРВЕШ АЛИ ЧАНГИ

ДОМИНАНТОВЫЙ ЛАД

ДОРИЙСКАЯ СЕКСТА

ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЖАНР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗАГАДОЧНАЯ ГАММА

ЗАГАДОЧНЫЙ КАНОН

ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ

ИНДЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ИНДОНЕЗИИ МУЗЫКА

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ

ЙЕМЕНСКАЯ МУЗЫКА

КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

КВАРТСЕКСТАККОРД

КВИНТСЕКСТАККОРД

КЕРЕКСКАЯ МУЗЫКА

КОЖАГУЛОВ БИРЖАН

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА

КОРЯКСКАЯ МУЗЫКА

КУМЫКСКАЯ МУЗЫКА

ЛАТЫШСКАЯ МУЗЫКА

ЛИДИЙСКАЯ КВАРТА

ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА

ЛИТОВСКАЯ МУЗЫКА

ЛОМБАРДСКИЙ РИТМ

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

МАРИЙСКАЯ МУЗЫКА

МАРКО ДА ГАЛЬЯНО

МАРЦИН ИЗ ЛЬВОВА

МИЛЬДЕР-ХАУПТМАН

Музыкальный словарь ver16