на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА. Нар. муз. творчество калмыков до Охт. революции 1917 существовало в устной традиции. Бытовали историч., трудовые, обрядовые, эпич. и лирич. песни, частушки и др. Протяжным песням утдун (исполнялись без сопр.) свойственны импровизационность, скачки на широкие интервалы, богатая мелизматика, глиссандирование (в осн. в нисходящем движении), ритмич. свобода. Короткие песни ахрдун (исполнялись под аккомпанемент домбры) мелодичны, отличаются чётким ритмом, квадратностью формы. Распространены также песни-танцы, песни-шутки, близкие частушкам келдг билдж дун (пение говорком). Особое место в устном нар. творчестве занимает эпос "Джангар", исполнявшийся певцами-джангарчи в речитативной манере. Ладовую основу нар. К. м. составляет диатоники, встречаются пентатонич. обороты (см. Пентатоника). Калм. нар. танцы, исполняемые в сопр, домбры, строго дифференцированы: мужские (быстрые, темпераментные) и женские (лирические, плавные).. Среди нар. инструментов: струнно-смычковый хур; струнно-щипковая домбра; духовые - бичкюр, гангдн, бюря, ухр-бюря, дунг; ударные - цанг, арамбру, кенкерге, каранг, хонхо. В 20 в. распространение в быту получила гармоника. Тегряшка. Из сборника калмыцких народных и революционных песен (составитель М. Л. Тритуз, М., 1934). После Окт. революции 1917 зарождается муз. самодеятельность. В 1931 в Саратове был пост. первый нац. спектакль с нар. музыкой "Красный месяц". В 1934 издан первый "Сб-к калм. нар. и революц. песен", записанных М. Л. Тритузом, затем были сделаны первые обработки нар. песен Д. С. Васильевым-Буглаем и З. Л. Компанейцем. В 1937 в республике была открыта первая детская муз. школа. В 30-40-е гг. получили распространение песни композитора-мелодиста С.-Г. О. Дорджина (выступал также как дирижёр). Во 2-й пол. 30-х гг. на основе калм. муз. фольклора созданы первые симф. произв.: симфония В. А. Гайгеровой и симф. сюита "Джангар" А. Э. Спадавеккиа. Позже калм. муз. фольклор использовали комп. А. С. Ленский, А. Н. Мазаев, Б. Б. Ямпилов, Ж. А. Батуев, а так же М. О. Грачёв (обработки нар. песен, кантата "На земле Калмыцкой", 1962; струн. квартет, трио; произв. для баяна, хор. соч. и др.; совм. с Н. Эредженовым издал "Сб-к калм. нар. и совр. песен", М., 1962). Первый нац. проф. композитор - П. О. Чонкушов (балет "Живая вода", 1979; "Калмыцкая сюита" для симф. орк., 1973; концерт для фп. с орк., 1976; вок.-симф. поэма "Сын степей", 1978; баллада-монолог "Вечный огонь", 1974; кам. произв., музыка к спектаклям драм. театра и др.; расшифровал св. 200 нар. мелодий). В Калм. АССР работают (1988): Ансамбль песня и танца "Тюльпан" (1937), при нём оркестр нар. инстр. (с 1970); филармония (1939); муз. уч-ще (Элиста, 1960), ок. 30 детских муз. школ.
Грачев М., У потомков Джангара, "СМ", 1962. № 8; Тритуз М. Л., Муз. культура Калм. АССР. М.. 1965. Г. С. Макарова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь