на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ (нем. Kammersinfonic; итал. sinfonia da camera) - одна из разновидностей симфонии, появившихся в нач. 20 в. как реакция на грандиозные масштабы позднеромантич. симфоний. Типичны сокращённый орк. состав (струнные, смешанный состав, кам. оркестр с солистами, ансамбль солистов), уменьшение количества частей (до одной - двух) и их длительности. К. с. формировалась под воздействием совр. кам. музыки, с которой её сближают стремление к детализиров. письму, полифоничности ткани, поиски новых средств выразительности. Кам. симфонизм связан и с неоклассицистскими явлениями (см. Неоклассицизм), в частности с возрождением приемов орк. концертирования. Это роднит К. с. с разл. типами орк. концерта, с произведениями, носящими назв. "Музыка для..." (напр., "Музыка для струнных, ударных и челесты" Бартока). К К. с. относятся и некоторые соч., названные симфониями (у А. Веберна, А. Пуссёра, Д. Мийо). Жанр К. с. сложился в Германии и Австрии - в творчестве А. Шёнберга (1-я К. с. для 15 солирующих инстр., ор. 9, 1906), Ф. Шрекера, X. Эйслера и др. В СССР интерес к К. с. особенно возрос в 1960-е гг., по-разному преломившись в сочинениях Д. Д. Шостаковича (14-я симф.), К. Караева (3-я симф.), Б. И. Тищенко (3-я симф.), М. С. Вайнберга (2-я, 7-я и 10-я симф.), Э. М. Мирзояна, Р. К. Габичвадзе и др.
Сов. симфония за 50 лет. Л., 1967; Арановский М. Г., Симф. искания, Л., 1979; Сидельникова О. (А.), О сов. кам. симфонии 60-х гг., в сб.: Проблемы муз. науки, в. 4, М., 1979. См. также лит. при ст. Симфония.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь