на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КАНОН (греч. - прут, линейка, правило; правило, мерило, образец) - 1) муз. полифонич. форма, основанная на технике последовательно проводимой имитации, при которой мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в др. голосе. Начинающий голос канонич. имитации наз. пропостой (Р), имитирующие - риспостами (R). обычно 2-4-голосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Голоса К. могут вступать в разл. интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в разл. порядке, в частности, одновременно (см. пример 3 Б). По числу имитируемых мелодий различаются простые и сложные (двойные, тройные) К. Помимо имитации в прямом движении, в К. возможно обращение мелодии, ее увеличение, уменьшение, возвратное движение (ракоходный К.) и др. преобразования. 1 В. А. Моцарт. Струнный квинтет K.-V. 406, 3-я часть. Двойной 4-голосный канон в обращении. Различают также К. конечный и бесконечный, или круговой (возвращающийся к своему началу). Разновидность бесконечного К.- канонич. секвенция, напр. спиральный К. (per tonos, приходящий к своему началу после транспозиций). К. нередко сопровождается свободными голосами. К К относится и стретта 2. И.С. Бах. "Хорошо темперированный клавир", том II, фуга c-moll, такты 9 - 11 2-голосная каноническая секвенция в сопровождении свободного голоса. К зародился одноврем. с имитацией как её разновидность (напр., органум Перотина "Viderunl", ox. 1200); ранние формы К. - рота ["колесо"; напр., англ. "Летний К.", ок. 1300 (?)], качча и шас ("охота" 13-14 вв.), "фуга" (в 14-17 вв. так наз. К.). При беспартитурной записи К. часто нотировался лишь один голос, из которого "выводились" все остальные. В эпоху Возрождения К. понимался как "форма с выводимыми голосами", что лишь отчасти совпадает с совр. пониманием К. как имитац. контрапункта. Нидерл. и франц. композиторы 15-16 вв. (Жоскен Депре, Я. Обрехт, Б. Кордье и др.) словом canon обозначали надпись-изречение, указывающее, обычно в нарочито замысловатой форме, способ ("правило", "закон") исполнения К. по выписанному голосу - отсюда название муз. формы К.: 3. Пьер де ла Рю. Месса "L'hommc arme". Agnus III. Пример из трактата Глареана "Додекахорд". Особым разнообразием техники и форм отличались нидерл. К. Их виды (по классификации Л. Файнингера): простой прямой К., сложный прямой К., пропорциональный (или мензуральный), линеарный, инверсионный, элизиониый К. (в примере 3 - простой прямой 4-гол. пропорциональный К.). К. с невыписанными риспостами впоследствии стали называть загадочным К. (при наличии разных вариантов расшифровки такой К. наз. полиморфным). Среди крупнейших мастеров К. - Г. Дюфаи, Й. Окегем (ему приписывают 36-гол. К. "Deo gratias"), X. Изак, Палестрина (автор канонич. месс), С. Шейдт ("Tabulatura nova"), И. С. Бах ("Musikalisches Opfer"), А. Веберн (Симфония ор. 21). В рус. и сов. музыке К. встречаются у М. И. Глинки (К. из 1-го действия оперы "Руслан и Людмила"), А. П. Бородина (в Ноктюрне из 2-го квартета), С. И. Танеева (в кантате "Иоанн Дамаскин"), Д. Д. Шостаковича (в 1-й части 5-й симф., фугах ор. 87), Р. К. Щедрина ("Полифонич. тетрадь"). 2) В Др. Греции монохорд, служивший (у пифагорейцев) для демонстрации муз.-числовой системы тонов и интервалов. 3) Жанр византийской церк. музыки, известный с 1-й пол. 8 в. Представляет собой цикл из 9 песней ("од"); 1-я строфа (или 1-й тропарь) каждой песни - ирмос - модель для последующих тропарей. Встречаются также К. из 2, 3, 4 песней (т. н. двупеснец, трипеснец, четверопеснец). Среди авторов- Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Майюмский. Получил распространение на Руси с 12 в. В рус. К. обычно поются лишь ирмосы, а тропари читаются. Известны каноны Пахомия Логофета (Серба), посв. рус. праздникам и святым (2-я пол. 15 в.). Мелодии визант. К. подчинены системе осмогласия; гласовая принадлежность К. в рус. церкви сохранена. 4) Одна из частей римской мессы.
Танеев С. И., Учение о каноне, М., 1929; Богатырев С. С., Двойной канон, М.-Л.. 1947; Холопов Ю., Канон. Генезис и ранние этапы развития, в сб.: Теоретич. наблюдения над историей музыки, М., 1978; Протопопов Вл., Очерки из истории инстр. форм XVI - нач. XIX вв., М., 1979; Тимофеев Н. А., Преврашаемость простых канонов строгого письма, М., 1981; Fеiningеr L. К., Die Pruhgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500), Emsdetten in W., 1937 (Diss.)

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
К..

ЗУППЕ

ЗУРНА

ЗУТЕР

ИЗУАР

ИЛИЕВ

ИЛЬИН

ИНДРА

ИРИНО

ИРМОС

ЙИРАК

ЙОАЛА

ЙОДЛЬ

КЁРБИ

КААЛЬ

КАВАЛ

КАВОС

КАГАН

КАЛЕР

КАМПО

КАПЛЕ

КАРЕР

КАТИБ

КАУЭР

КАЧЧА

КАШИН

КАШИФ

КВАНЦ

КЕЙДЖ

КЕЛЛИ

КЕМПЕ

КЕМПФ

КЕРЕР

КЕРЛЬ

КЕРУА

КИКТА

КИЛЯР

КИНДИ

КИТЛЬ

КЛАМИ

Музыкальный словарь ver16