на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КАНТАТА (итал. cantata, от cantare - петь: франц. cantate; нем. Kantate) - один из осн. жанров вокальной музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и (или) хором в сопр. инструментов, в большинстве случаев многочастное. От оратории отличается, как правило, меньшими размерами. Первое упоминание К. встречается у итал. комп. А. Гранди ("Cantade el arie", 1620). Первонач. термин "К.", относимый к вок. музыке, противопоставлялся термину "sonata" (т. е. инстр. музыке). В 17 в. сольная К. получила распространение в Риме; в это время существовали 2 её разновидности - arietta соta единого строения и aria di piu parte. в которой чередовались речитативные, ариозные разделы и "арии" (различия между арией и речитативом не были чётко выявлены, однако их противопоставление обнаруживается в кантатах Б. Феррари, 1633-41). В нач. 17 в. преобладали ariette corte; y Дж. Кариссими, А. Чести, А. Страделлы, А. Стеффани - arie di piu pane. На развитие К. оказали воздействие опера и инстр. музыка. В творчестве А. Скарлатти была выработана 4-частная схема К. (речитатив - ария - речитатив - ария: встречаются К. с меньшим и большим числом частей), а также намечен контраст между стиховыми формами, используемыми вариях, и нерифмованными 7-11-сложными строками в речитативах. В этом варианте К. представлена у Дж. Б. Бонончини. Дж. Бассани, Б. Строици. Т Альбинони, А. Лотти, А. Вивальди. Б. Марчелло. Орк. сопровождение утвердилось в К. неаполитанских композиторов. Традиция барочной К. удерживалась вплоть до 19 в., однако К. не была "чистым" жанром - иногда она сближалась с арией, сценой и др. жанрами и формами; нередко появлялись "гибридные" жанровые структуры. В протестантской Германии термин "К." не употреблялся в церк. музыке до 18 в. (обычно ему соответствовали понятия Kirchenstuck. Kirchenmusik и др.), очень редко он встречался и в светской музыке. В отличие от итал. К., преим. светской, нем. К. 17-18 вв. развивалась гл. обр. как церковная. Среди текстовых источников нем. К. - Библия (Spruchkantate), разл. поэтич. тексты (Odenkantate), хоралы (Choralkantate); нередко тексты брались из разных источников. Среди композиторов, обращавшихся к жанру К. в 17 в., - А. Хаммершмидт, И. Г. Але. VI. Ф. Кригер. Ф. Э. Нидт. Развитие нем. К. в 18 в. происходило под воздействием т. н. реформы Э. Нойманстера (поэта, создавшего тексты для К., объединённые им в неск. циклов и использовавшиеся многими нем. композиторами 18 в., в т. ч. И. С. Бахом), рекомендовавшего для арий в К. форму da capo. Широко была распространена практика составления годичных циклов К. Центр. место К. заняла в творчестве И. С. Баха, к соч. которого термин "К." был применён издателями Баховского общества. а не самим композитором (Бах называл мн. свои церк. К. "концертами", "мотетами", "диалогами", прибегая также к индивидуальным наименованиям, напр. "Actus tragicus"). В своих соч. Бах синтезировал черты светской и церк. К., а также концерта и мотета. По образному богатству и разнообразию композиц. решений его К. - вершинные достижения жанра. В К. нередко использовалась практика пародии (1). Ко времени В. А. Моцарта и Л. Бетховена жанр К. стал восприниматься как анахронизм; этому способствовали растущая секуляризация музыки, вытеснение старых церк. жанров новыми, концертными, а также развитие оперы. В области светской К. работали Р. Кайзер. К. Станиц. И. Гайдн, И. А. Шайбе, В. А. Моцарт. Л. Бетховену принадлежит К. "Морская тишь и счастливое плавание"; финал его 9-й симф. также сближается по форме с К. Развитие англ. и франц. К. протекало в 1-й пол. 18 в. под явным влиянием итал. образцов; значит. развитие она получила в музыке Великой франц. революции (Э. Мегюль, ф. Ж. Госсек, Ж. Ф. Лесюэр, Л. Керубини). В творчестве композиторов-романтиков К. представлена лишь немногими произведениями (у Ф. Шуберта. Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза и др.) В России первые К. были созданы в 18 в. В 19 в. к этому жанру обращались П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, однако К. не играла первостепенной роли в их творчестве. Выдающимися образцами жанра являются кантаты "Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма" Танеева. В 20 в. возникли многообразные разновидности К.; среди них - произв., воссоздающие старинную технику письма (Л. Веберн), К., близкие оратории. Иногда К. трактуется как соч., предназначенное для любительского музицирования (напр., у П. Хиндемита). Во мн. К. сов. композиторов осуществляется взаимопроникновение разных жанров (напр., у С. С. Прокофьева). Слияние кантатно-ораториального и симф. жанров, заметное в творчестве С. В. Рахманинова и др. композиторов рубежа 19 и 20 вв., углубляется в ряде симфоний Д. Д. Шостаковича. К жанру К. обращались также С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай и др. композиторы.
Келдыш Ю. В., Оратория, кантата, в кн.: Очерки сов. муз. творчества, т. 1, М.-Л., 1947; Хохловкина А., Сов. оратория и кантата, М., 1955; Ливанова Т. Н.. История зап.-европ. музыки до 1789 г., т. 1-2, М., 1982-83; Вrаusch P., Die Kantate, Hdlb., 1921 (Diss.); Lange M., Die Anfinge der Kantate. Lpz., 1938 (Diss.); Sсhmitz E., Geschichle der Kantate und des geisllichen Konzerts. Bd I - Geschichie der wehlichen Solokanteie, Hildesheim, 1965; Jakoby R., Die Kantate. Koln, 1968

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
К..

КАДРИЛЬ

КАДЫРОВ

КАЖЛАЕВ

КАЗАКОВ

КАЗАЛЬС

КАЗАНЛИ

КАЗАЧОК

КАЗЕЛЛА

КАЗЕНИН

КАЗЬМИН

КАЛАВИС

КАЛИШЕР

КАЛСОНС

КАЛЬМАН

КАМБИНИ

КАНИЛЛЕ

КАНИЛЬЯ

КАНКЛЕС

КАННЕЛЬ

КАНТЕЛЕ

КАНЦОНА

КАНЧЕЛИ

КАПЕЛЛА

КАРАБИЦ

КАРИЙОН

КАРОСАС

КАРПАНИ

КАРТУЛИ

КАРУЛЛИ

КАСАЛЬС

КАСИЛАГ

КАСИМОВ

КАТАНЯН

КАТИЛЮС

КАУКАБИ

КАХИДЗЕ

КАЧАЛОВ

КАЧЧИНИ

КВАРТЕТ

Музыкальный словарь ver16