на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАПРИЧЧО, каприччио, каприс (итал. capriccio; франц. caprice, букв. - прихоть, каприз), - общее название инстр. соч., характер которых был различен в разные историч. эпохи. В кон. 16 - нач. 17 вв. К. - инстр. пьеса свободного (т. е. не определяемого к.-л. композиц. схемой) строения, основанная на имитации и близкая фантазии, ричеркару (напр., К. для орг., чембало Свелинка); один из истоков фуги. У Дж. Фрескобальди, И. Я. Фробергера К. виртуозны; в некоторые из них вводились звукоизобразит. приёмы ("Capriccio sopra il cucu" Фрескобальди). Эта традиция сказалась в "К. на отъезд возлюбленного брата" Баха (BWV 992; см. также 993). В кон. 18- 19 вв. К.- виртуозные скр. соч. (П. Роде, Р. Крейцер, Н. Паганини), в 19 в. - также романтич. фп. пьесы (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, И. Брамс и др.). Близкие фантазии "Итал. К." Чайковского, "Испан. К." Римского-Корсакова, "К. на цыганские темы" Рахманинова отмечены нац. колоритом, своенравными переменами движения, орк. блеском. "К." наз. одна из опер Р. Штрауса (1942).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь