Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   КВОДЛИБЕТ (от лат. quod libet, букв. - что угодно) - шуточная музыкальная пьеса. Объединяет неск. песенных мелодий (с нх текстами, иногда - на разных языках), излагаемых целиком или в отрывках. Предшественником К. был мотет 13 в., в котором одноврем. пелись мелодии с разными текстами. Как самостоят. жанр К. известен с 16 в. Наиб. распространение получил в Германии. В 15-16 вв. К. - вок. пьеса для 3-5 голосов (X. Изак, Л. Зенфль и др.). Соединение песенных мелодий в К. может быть одновременным, в виде контрапункта ("О Elslein, liebstes Elslein mein" Зенфля), или последовательным, в одном голосе ("Der Winter kalt" Л. Хайденхаймера). Встречается также сочетание обоих видов соединения мелодий, напр. в К. "Es taget" Н. Шнеллингера (1544), содержащем отрывки из 112 нем. песен: С 17 в. появляются инстр. К., К. с генерал-басом. Среди крупнейших авторов послеренессансного К. - И. С. Бах (К., BWV 524; 30-я вариация из "Гольдберговских вариаций", BWV 988), В. А. Моцарт ("Galimathias musicum", K.-V. 32). По принципу композиции с К. сходно попурри. Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А., Музыка эпохи Возрождения, М., 1982; Симакова И., Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985.  |