на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КВОДЛИБЕТ (от лат. quod libet, букв. - что угодно) - шуточная музыкальная пьеса. Объединяет неск. песенных мелодий (с нх текстами, иногда - на разных языках), излагаемых целиком или в отрывках. Предшественником К. был мотет 13 в., в котором одноврем. пелись мелодии с разными текстами. Как самостоят. жанр К. известен с 16 в. Наиб. распространение получил в Германии. В 15-16 вв. К. - вок. пьеса для 3-5 голосов (X. Изак, Л. Зенфль и др.). Соединение песенных мелодий в К. может быть одновременным, в виде контрапункта ("О Elslein, liebstes Elslein mein" Зенфля), или последовательным, в одном голосе ("Der Winter kalt" Л. Хайденхаймера). Встречается также сочетание обоих видов соединения мелодий, напр. в К. "Es taget" Н. Шнеллингера (1544), содержащем отрывки из 112 нем. песен: С 17 в. появляются инстр. К., К. с генерал-басом. Среди крупнейших авторов послеренессансного К. - И. С. Бах (К., BWV 524; 30-я вариация из "Гольдберговских вариаций", BWV 988), В. А. Моцарт ("Galimathias musicum", K.-V. 32). По принципу композиции с К. сходно попурри.
Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А., Музыка эпохи Возрождения, М., 1982; Симакова И., Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь