на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - стиль в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв. Сложился под влиянием идей философского рационализма (картезианства и др.), а также эстетики Возрождения с его ориентацией на антич. искусство как на непревзойдённый художеств. образец. Ведущий тезис эстетики К. заключается в убеждении, что суть бытия глубоко разумна и гармонична, в утверждении единого, всеобщего порядка, управляющего миром. С этим связаны и требования классицистов к искусству как к одному из созданий могучего человеческого интеллекта, в основе которого лежат принципы логич. обоснованности, внутр. гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщённости выразит. средств. В общем развитии К. выделяют К. 17 в., формировавшийся во взаимодействии с барокко, и просветительский К. 18 в., связанный с предреволюц. идейным движением во Франции и его влиянием иа искусство др. стран. возник в абсолютистской Франции 17 в.; франц. культура дала художественно законч. образцы классицистских соч. сначала в литературе и театре (Н. Буало, Ж. Лафонтен, П. Корнель, Ж. Расин), а затем и в музыке. Основоположником К. в муз. театре стал Ж. Б. Люлли, создатель оперного жанра лирической трагедии (во многом близкой трагедии во франц. драм. театре). Для опер Люлли характерны антич. и мифологич. сюжетика, высокая героика, приподнятость стиля, в построении опер - логическая ясность, соответствие строгим правилам, нормативность, ориентация на драматически гибкий речитатив и орк. развитие. Творчеству Люлли в значит. мере были присущи и черты барокко, проявляющиеся, в частности, в пышной декоративности его опер. Объединение черт К. и барокко свойственно также соч. композиторов неаполитанской оперной школы (А. Скарлатти, Н. Порпора, Л.Лео и др.), опере-сериа с её внутр. единством, регламентацией муз. форм и вместе с тем чрезвычайной виртуозностью вок. партий, эффектностью сценич. оформления. 18 в. связан с просветительским движением, взглядами франц. энциклопедистов, а также Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера. Муз.-эстетич. положения просветительского К. разработаны в трудах Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Баттё, И. Маттезона, И. А. Шайбе, И. И. Кванца и др. Важнейшая в эстетике К. установка на подражание природе, дополненная требованиями простоты, естественности, стала толковаться шире, включив в себя многообразный круг явлений; К., т. о., сблизился с реалистич. направлением в искусстве. Во франц. культуре центром борьбы за новую эстетику оставалась опера. Однако лишь К. В. Глюку, осуществившему реформу оперы-сериа и лирич. трагедии, удалось создать произв., отличающиеся благородной простотой и возвышенностью. В это время К. продолжал развиваться во взаимосвязи с др. стилями и художеств. течениями - барокко, рококо, сентиментализмом. Это подготовило вершинную, качественно новую стадию в развитии муз. К. - искусство венской классической школы (творчество И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена). Венский К. впитал в себя наиб. прогрессивные идеи своего времени, во многом перекликаясь с веймарским классицизмом И. В. Гёте и Ф. Шиллера в литературе. С творчеством венских классиков связан блестящий расцвет ведущих инстр. жанров - симфонии, сонаты, струнного квартета, формирование сонатно-симф. цикла и симф. оркестра. Они создали симфонизм - метод действенного раскрытия жизненных противоречий, созвучный диалектич. идеям нем. классич. философии. На рубеже 18-19 вв. К. обрёл новые формы в соч. композиторов Великой франц. революции (Ф. Ж. Госсека, Э. Мегюля, Л. Керубини и др.), рассчитанных на массовую аудиторию и служащих революц. идеалам. Кульминац. выражение эти идеалы нашли в творениях Бетховена, поздние произв. которого, однако, уже были отмечены чертами романтизма. Сочетаясь с элементами др. художеств. направлений, черты К. преломились и в рус. муз. культуре (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандошкин).
Бюкен Э., Музыка эпохи рококо и классицизма, пер. с нем., М., 1934; Ливанова Т.Н., Муз. классика XVIII в., М.-Л., 1939; её же, Зап.-европ. музыка XVII-XVIII вв. в ряду искусств, М., 1977; её же, История зап.-европ. музыки до 1789 г., т. 1-2, 2М., 1982-83; Муз. эстетика Зап. Европы XVII-XVIII вв., М., 1971; Конен В., Театр и симфония, 2М., 1975; Келдыш Ю. В., Проблема стилей в рус. музыке XVII-XVIII вв., в его кн.: Очерки в исследования по истории рус. музыки, М., 1978. Г. В. Жданова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь