на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОЛОРИРОВАНИЕ (от нем. kolorieren - красить, раскрашивать, лат. coloro - крашу) - техника мелодич. варьирования, получившая распространение в музыке 14-16 ЕВ. Сущность К.- в изменении напева, добавлении к его тонам многочисл. вспомогательных и проходящих звуков. Истоки К.- в григорианском хорале, мелодику которого отличает варьирование тонов, окружающих ладовые опоры. Антифон "Ave Regina". Дж. Данстейбл. Мотет "Ave Regina". В музыке Дж. Данстейбла, Г. Дюфаи, Жоскена Депре, X. Изака, О. Лассо напев часто настолько изменяется, что выявление его первонач. контуров требует спец. анализа. Развёртывание мелодии при относительно свободном ритме, характерное для К., получило развитие в орнаментике поздних эпох (в каденциях оперных арий, классич. концертов).
Пэрриш К., Оул Д ж.. Образцы муз. форм от григорианского хорала до Баха, пер. с англ., Л., 1975; Бейшлаг А., Орнаментика в музыке, пер. с нем., М., 1978.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь