на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА (франц. musique concrete) - музыка, звуковым материалом которой служат не муз. звуки, а записанные на плёнку "натуральные" звучания (звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц, скрип двери, вздохи или крики и т. п.), часто преобразованные с помощью электроаппаратуры. К ним могут также добавляться звучания муз. инструментов и певч. голосов. К. м.- явление, родственное электронной музыке, крайним формам сонористики (см. Сонорика), она возникла в кои. 40-х гг. 20 в. во Франции; образец К. м.- "Симфония для одного человека" П. Шеффера и П. Анри (1950). К. м. находит применение при муз. оформлении драм. спектаклей и к.-ф. К приёмам К. м. можно отнести и включение "натуральных" звуков в контекст обычной "тоновой" музыки как особый красочный эффект (напр., запись пения соловья в "Пиниях Рима" Респиги).
Когоутек Ц., Техника композиции а музыке XX в., пер. с чеш., М., 1976.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь