на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КОНСОНАНС И ДИССОНАНС (франц. consonance, от лат. consonantia - созвучие, согласное звучание, и франц. dissonance, от лат. dissonantia - нестройность, нестройное звучание) - противоположные понятия теории музыки, характеризующие слияние или неслияние в восприятии одновременно звучащих тонов (сонантность созвучий), а также сами созвучия (интервалы, аккорды), воспринимаемые как слитные и неслитные. Созвучия-консонансы - унисон, октава, квинта, кварта, б. и м. терции и сексты, мажорное и минорное трезвучия и их обращения. Созвучия-диссонансы - септимы и секунды, тритон, все ув. и ум. интервалы (в частности - энгармонически равные консонансам), а также аккорды с участием этих интервалов. Кварта - т. н. неустойчивый консонанс - трактуется как диссонанс, если её ниж. звук помещается в басу. Понятия "консонанс" и "диссонанс" в отдельности не являются эстетически оценочными. Их нельзя отождествлять с благозвучием и неблагозвучием (какофонией). Различие между консонансом и диссонансом рассматривается в 4 аспектах: математическом (консонанс - более простое отношение чисел колебаний, диссонанс - более сложное; напр., ч. квинта=2:3, м. септима = 5:9), физическом (или акустическом; диссонансы имеют более длинные периоды повторяющихся групп колебаний звучащего тела, чем консонансы, и поэтому дают сильные биения), физиологическом (консонанс ощущается как мягкое звучание, диссонанс - как заострённое, раздражающее, беспокойное) и психологическом (консонанс представляется выражением логич. опоры, покоя, отсутствия стремлений, а диссонанс - носителем напряжения, направленности к консонансу-устою, фактором движения). В ладовых системах европ. многогол. музыки спад напряжения при плавном переходе от диссонанса к консонансу (т. е. при разрешении) создаёт особого рода ощущение удовлетворения и тем самым превращается в важнейший эстетич. фактор. Чередование диссонансов-напряжений и консонансов-разрядок образует как бы "гармонич. дыхание" музыки. Соотношение консонанса и диссонанса всегда было важнейшей проблемой музыки. Пифагорейцы (6-4 вв. до н. э.) проводили аналогию между консонансом и гармонией мира, мировым порядком (космосом), противопоставляя ему диссонанс - дисгармонию, деструкцию (хаос). К консонансам ("симфониям") они относили октаву, квинту и кварту, все остальные созвучия - к диссонансам ("диафониям"). Последователи Пифагора различали консонанс и диссонанс в зависимости от числовых отношений тонов; последователи Аристоксена считали критерием коисонантности "приятность" созвучий для слуха. В ср.-век. теории музыки для обозначения консонанса и диссонанса существовали термины "конкорданс" (лат. concordantia) и "дискорданс" (лат. discordantia); на неск. столетий позднее термином "конкорданция" пользовался Н. П. Дилецкий. В 13 в. (Й. де Гарландиа, Франко Кёльнский) терции перешли в разряд консонансов (вскоре за ними последовали и сексты). На рубеже 16-17 вв. диссонансы стали вводиться без приготовления консонансами; на рубеже 19-20 вв. диссонансы уже не обязательно разрешаются в консонанс (поздние соч. А. Н. Скрябина, произв. композиторов новой венской школы, С. С. Прокофьева и др.). Примером свободного применения всех созвучий, в т. ч. и диссонансов, может служить "Весна священная" Стравинского. В музыке 20 в. градация сонантности осознаётся как многоступенная (вместо двуступенной - консонанса и диссонанса): прима и октава, квинта и кварта, терции и сексты (тритон), мягкие диссонансы (м. септима, б. секунда), острые диссонансы (б. септима, м. секунда).
Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологич. основа для теории музыки, пер. с нем., СПВ, 1875; Риман Г., Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1896; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3М" 1966; Дилецкий Н. П., Идеа грамматики мусикийской, М., 1979 (публикация Вл. [В.] Протопопова); Stumpf К., Konsonanz und Konkordanz, "BeitrSge zur Akustik und Musikwissenschaft", H. 6, Lpz., 1911; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Bd 1, Mainz, 1940. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
К..

СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ

УВЕЛИЧЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

УМЕНЬШЕННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

ФЁРСТРОВА-ЛАУТЕРЕРОВА

ФУНКЦИИ ГАРМОНИЧЕСКИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ХОРЕЗМСКАЯ ТАБУЛАТУРА

ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ХЭППЕНИНГ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Музыкальный словарь ver16