на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. - деревенский танец) - старинный англ. танец. Впервые упоминается в литературе в 1579. Возможно участие в К. любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих. Муз. размеры 2/4 и 6/8. В 17 в. К. появился в Нидерландах и Франции, получив наиб. распространение в середине этого века, оттеснив менуэт. Общедоступность, живость и универсальность К. (в противоположность придв. танцам) сделали его в 18-19 вв. популярным в Европе (в т. ч. и в России). Возникли многочисл. разновидности К.: кадриль, гросфатер, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. Мелодии К. часто использовались композиторами как темы вариаций, в балетах - как заключит. номер (опера-балет "Полимия", балеты "Пигмалион", "Зефир" Рамо). Мелодия К. из балета "Творения Прометея" Бетховена является также темой в его фп. вариациях ор. 35 и в 3-й симфонии. Мн. мелодии К. впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., "Са ira" - песня Великой франц. революции), становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх. К сер. 19 в. К. утрачивает популярность, во сохраняется в нар. быту (Англия, Шотландия). Возрождается в 20 в.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь